КОФЕ. ЧАЙ. ОБОРУДОВАНИЕ
Статьи

Покупатели предпочитают шоколад и зерновой кофе

Вендинговое оборудование: рынок кофейных автоматов

Покупатели предпочитают шоколад и зерновой кофе
Автоматы фирмы Bianchi делают все
Автоматы фирмы Bianchi делают все - кофе, шоколад, каппуччино, моккачино, чай
Стоимость одной загрузки автомата на 500 стаканов кофе составляет 100 долларов
Стоимость одной загрузки автомата на 500 стаканов кофе составляет 100 долларов
Покупатели предпочитают шоколад и зерновой кофе

На Западе вендингом называют продажу товаров через торговый автомат. Там этим занимаются уже десятки лет. В России вендинговый бизнес как таковой – понятие относительно новое. Он начал развиваться не более 10 лет назад и до сих пор считается очень перспективным: по оценкам предпринимателей, российский рынок вендингового оборудования растет каждый год на 20-25% и достигнет насыщения не раньше 2012 года. Лидером среди всех видов торговых автоматов являются кофейные. Причем если еще 4-5 лет назад успешно шла торговля растворимым кофе, теперь отдается предпочтение зерновому.

Тенденции

- Потребители предпочитают настоящий эспрессо, приготовленный из свежемолотых зерен, поэтому сейчас прослеживается тенденция к покупке автоматов, работающих на зерне, - говорит Наталия Емельянова, консультант отдела продаж компании «Vendorus Group». Она называет еще одну важную тенденцию – дополнять кофейный автомат снековым, который предложит к чашечке кофе еще и круассан или шоколадку.

- Мы боремся за качество продукта, - подчеркивает Александр Брайнин, директор по развитию петербургской компании «Торговые автоматы», - потому что если один раз человеку не понравился кофе из конкретного автомата, он к нему второй раз не подойдет.

Производители и цены

Сегодня на российском рынке представлены торговые автоматы европейских производителей AZKOYEN, NECTA, BIANCHI, RHEA VENDORS, GERHARDT, SAECO, FAS, а также корейских SM-COIN и SAMSUNG.

Стоимость кофейных автоматов варьируется от 1000 евро (настольная техника корейского производства, работающая только на растворимых порошках) до 6000 евро (новые автоматы европейского качества). Некоторые компании предлагают автоматы б/у, которые уже использовались в Европе в течение 2-3 лет.

- Существует категория людей, которые стараются сэкономить, покупая более дешевое оборудование, а также автоматы, работающие только на растворимых ингредиентах, - добавляет Наталия Емельянова. - Позже они все равно приходят к выводу, что частые поломки и плохое качество напитков делают изначально дешевые автоматы очень дорогими. Тем более что у операторских компаний сейчас идет конкуренция за места, где будут установлены торговые автоматы. Как правило, выигрывают те операторы, у которых автоматы имеют красивый внешний вид и хорошее качество напитков! Машины на растворимом кофе постепенно вытесняются в регионы, предложение по ним уменьшается, в то время как с зерновыми ситуация обратная.

Типы кофейных автоматов

Наталия Емельянова делит кофейные автоматы на два основных типа: автоматы, работающие только на растворимых ингредиентах (ориентированные на рынки, где традиционно предпочитают растворимый кофе, - например, США); автоматы, работающие на зерновом кофе и растворимых ингредиентах (чаще используются в Европе – Италии, Испании, Франции).

Автоматы бывают настольные и напольные. Напольные могут быть также и комбинированными (горячие напитки + снековая продукция либо горячие + холодные напитки). Настольные автоматы часто используются в фаст-фудах или небольших офисах - там, где не требуются платежные системы.

Кроме того, автоматы различаются по количеству стаканов, которые в них загружаются. Так, они могут вмещать 180, 270, 300, 1000 стаканов. В той точке, где будут пить примерно 30 стаканов в день, достаточно поставить маленький автомат (если пьют меньше, ставить кофейный автомат вообще нерентабельно), где больше ста – нужно ставить большой автомат на 500 стаканов.

- Торговые автоматы могут подключаться к воде, а могут работать автономно, - уточняет Александр Брайнин. - Разницы во вкусе приготавливаемого напитка нет, ведь вода все равно фильтруется и очищается.

Выбор напитков

- Мы считаем, что вендинговые автоматы должны делать не менее 7 горячих напитков, потому что вендинг предполагает автоматическую торговлю, - говорит Александр Брайнин, - иначе это просто кофе-машина. Автоматы итальянской фирмы BIANCHI, которые мы продаем и обслуживаем, делают все – кофе, шоколад, каппуччино, моккачино, чай. Сейчас у нас появился автомат немецкой фирмы SPENGLER, который готовит натуральный листовой чай. Его стоимость составляет 2,9 тыс. евро.

- Традиционно, - объясняет Наталия Емельянова, - автоматы готовят следующие виды напитков: кофе эспрессо (70 мл), большой эспрессо (120 мл), кофе с молоком, каппуччино, горячий шоколад, шоколад с молоком, чай черный или лимонный (также могут быть травяные, фруктовые чаи), бульон, моккачино и т. д. В некоторых моделях, в частности, в автоматах Veneto от AZKOYEN, предусмотрена опция «модуль охлаждения». Этот модуль позволяет к традиционному ассортименту горячих напитков добавить холодные молочные коктейли, а также холодный кофе и чай. Таким образом, решается проблема летнего спада продаж (в жаркое время люди не очень охотно пьют горячие напитки, но с большим удовольствием - холодные коктейли).

Иногда покупатели торговых автоматов придерживаются такой точки зрения: чем больше ассортимент, тем лучше автомат. Это неправильно, т. к. большая часть напитков в этой ситуации просто не востребована. Больше всего любят и пьют эспрессо (и большой, и стандартный), а лидером является шоколад.

Принцип действия

В автоматах, работающих только на растворимом кофе, есть бункеры для кофе, а также для других растворимых ингредиентов - сливок, шоколада, чая, бульона. Автоматы, работающие на зерновом продукте, снабжены бункером для кофейного зерна, а также бункерами для растворимых ингредиентов.

- В автоматах AZKOYEN для каждого бункера предусмотрен свой миксер, - уточняет Наталия Емельянова. - Это повышает качество напитков и исключает риск того, что покупатель получит чай с привкусом бульона.

Зерна кофе поступают в кофемолку (на одну порцию используется от 6 до 8 г кофе, но этот параметр можно настраивать), где они измельчаются в соответствии с установленной степенью помола. Затем формируется кофейная таблетка, через которую проходит подаваемая под давлением (не менее 9 бар) горячая вода. Готовый напиток поступает в стакан.

- Большую роль играет износостойкость ножей кофемолки, - продолжает Наталия Емельянова. - Этот параметр влияет на надежность автомата. В кофемолке автоматов AZKOYEN используются швейцарские ножи повышенной прочности. Благодаря этой особенности кофемолка рассчитана на 140 тысяч помолов, тогда как в других автоматах - только на 20-30 тысяч. На внутренней стороне двери автомата находится система выдачи стаканов, сахара и размешивателей, а также платежная система, которая состоит из купюро- и монетоприемников. Автомат снабжен информационным дисплеем на русском языке, он полностью программируется и самодиагностируется.

Автоматы вандалозащищены, т. е. разбить или проломить их достаточно сложно. Все они имеют сейфовый замок, поэтому взломать автомат тоже невозможно. Сейчас люди уже привыкли к торговым автоматам, поэтому попыток посмотреть, «а что же там внутри», стало значительно меньше. Иногда в них пытаются засунуть фальшивую или приклеенную скотчем купюру. Автоматы известных европейских производителей комплектуются платежными системами, максимально защищенными от «ловких рук». Специальные датчики проверяют купюры и монеты по плотности, цвету, магнитным и другим показателям, поэтому подобные попытки заканчиваются для таких охотников полным крахом.

Количество торговых автоматов в странах Европы
(По данным Европейской ассоциации вендинга)
СтранаНаселение,
млн. чел.
Кол-во автоматов,
тыс. шт.
Число жителей
на автомат
Нидерланды 16,3 200 92
Франция 62,0 593 105
Великобритания 58,8 512 115
Финляндия 5,2 6 788
Чехия 10,2 12 850
Польша 38,6 7 5514
Россия 145,0 20 7250
Доходное место

Вендинг – один из немногих видов бизнеса, где затраты окупаются достаточно быстро. Однако для этого важно не ошибиться с местом установки автомата.

- Удачно попасть в точку непросто, - говорит Александр Брайнин. - Иной раз кажется, что в этом месте кофе пойдет на «ура», но нет – не пьют.

Поэтому иногда один автомат приходится переставлять несколько раз, пока не найдется удачная точка. В целом доходные места можно разделить на несколько групп:

• места с большой проходимостью, где люди не склонны экономить на стаканчике кофе: аэропорты, вокзалы, офисные центры, крупные производства;
• места, где люди находятся подолгу: станции техобслуживания, автобазы, игровые залы, налоговые инспекции и т. д.;
• места учебы, особенно платные учебные заведения и центры.

Кроме того, автомат нужно вовремя обслуживать: ставить стаканчики, засыпать кофе, добавлять другие ингредиенты. Стоимость одной загрузки автомата на 500 стаканов кофе сахаром, сливками, стаканами и т. д. составляет 100 долларов. Частота обслуживания зависит от того, сколько стаканчиков в день выпивается. Необходимо также позаботиться о технической поддержке оборудования.

- Важно минимизировать возможные простои оборудования из-за поломок, - говорит Наталия Емельянова. - Далеко не у всех продавцов дешевого оборудования есть запчасти, и, экономя на цене оборудования, человек, приобретший такой автомат, теряет на простоях. Не секрет, что развитию вендинговых сетей мешают и некоторые административные барьеры, пробелы в законодательстве. Для решения этих задач год назад была создана Национальная Ассоциация Автоматизированной Торговли (НААТ), одним из учредителей которой стала «Vendorus Group».

В России пока еще недооценены преимущества вендинга для сегмента импульсных продаж. Нет еще торговых автоматов в недорогих гостиницах, на стадионах и во многих офисных центрах. А ведь с помощью вендинга можно легко снизить количество обслуживающего персонала, сэкономить финансовые ресурсы и обеспечить покупателей необходимым для них товаром в любом месте и в любое время.

Предпочтения по напиткам
(по статистическим данным
«Vendorus Group»)
НапитокДоля в %
Кофе эспрессо (70 мл) 15
Большой эспрессо (120 мл) 17
Кофе с молоком 11
Каппуччино 13
Горячий шоколад 19
Шоколад с молоком 11
Чай черный 6
Моккачино 1
Молоко 5
Бульон 2
Комментарий специалиста:
Наталья Федоренко, маркетолог компании «Профессиональные и торговые автоматы»:
- По сравнению с обычной торговлей, вендинг имеет массу преимуществ. Во-первых, электронный продавец может трудиться 24 часа в сутки. Во-вторых, автомат занимает небольшую площадь – всего 1 кв. метр, по этой характеристике ни одна торговая точка не может превзойти торговые аппараты. При этом автомат может быть установлен фактически в любом помещении без получения специальных разрешений.
В-третьих, человеку, решившему заняться этим бизнесом, не придется проходить через большое количество инстанций - достаточно получить регистрацию частного предпринимателя. Предприниматели, занимающиеся вендингом, имеют право платить налоги по упрощенной схеме. В-четвертых, не требуется арендовать складские помещения и офис, а также нанимать дополнительный персонал - обслуживать автомат можно самостоятельно.
Наконец, стоимость «входного билета» в этот бизнес начинается от 3-4 тысяч евро. Стабильный доход от вендинга обеспечивается высокой рентабельностью, особенно на горячие напитки, устанавливаемая цена которых обычно в 3 раза выше их себестоимости. Окупаемость торгового автомата в среднем - всего 8-12 месяцев.
В настоящее время вендинговый рынок динамично развивается. Сейчас количество торговых автоматов в Москве превышает отметку в 10 тысяч единиц, а свободных и привлекательных с точки зрения количества возможных покупателей мест еще огромное количество. В западных странах один торговый аппарат приходится на 20-30 человек, в нашей столице – один на тысячу!
И если раньше можно было наблюдать аппараты, продающие только кофейные напитки, то сегодня это огромный ассортимент предложений: различные упакованные продукты, свежевыжатые соки, мороженое, горячая выпечка, жевательная резинка, газеты, карты экспресс-оплаты и многое другое. Предприниматели стремятся максимизировать прибыль и устанавливают целые ряды торговых автоматов, предлагающих разнообразные товары.
Однако лидерами продаж по-прежнему являются автоматы для продажи горячих напитков, напитков в банках и бутылках, а также снеков.
Широкий модельный ряд итальянских торговых автоматов Saeco позволяет учесть все требования рынка. Автоматы способны предложить большое количество различных горячих напитков: эспрессо, американо, каппуччино, моккачино, кофе латте, горячий шоколад, горячее молоко, шоколад с молоком, чай, бульон и прочее.
Что касается продуктов, то ассортимент зависит только от фантазии продавца.
Наиболее востребованной моделью является Saeco Combi Snack. Верхняя часть аппарата предназначена для продажи горячих напитков, основу которых составляют напитки из натурального кофе, а также шоколада, молока, чая. Нижняя часть аппарата предлагает покупателям различные снеки (сэндвичи, салаты, орехи, шоколадки, чипсы и др.), напитки в банках и бутылках. Такой универсальный автомат способен заменить собой целое кафе, занимая при этом всего 1 кв. метр площади.
Вендинговый бизнес в ближайшие десятилетия будет продолжать активно развиваться. Главными причинами этого являются: легкий входной барьер в бизнес и привлекательность для предпринимателей с точки зрения получения стабильной, высокой прибыли; большая стоимость рабочей силы и арендной платы за помещение магазинов и складов; внедрение новых технологий, позволяющих делать более совершенные торговые автоматы с большим ассортиментом предлагаемых товаров.

Подготовила Светлана Куликова
kulikova@torg.spb.ru
Фото Яны Романовой


Содержание номера журнала Торговое оборудование. Лучший выбор (июль 2006 г.)         Назад

Деловая информация. Главная страница               Торговое оборудование. Главная страница

©Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100