СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ
Статьи

Чтобы товар всегда был на полках магазина

Управление товарными запасами

Когда на магазинной полке товара нет или его недостаточно, теряются продажи. Однако если в запаснике скапливается слишком большое количество товара, он превращается в неработающие деньги, и магазин снова терпит убытки. Как же добиться того, чтобы запаса товара было достаточно и он не заканчивался в торговом зале, а каждая его единица работала на магазин?

Об этом шла речь на семинаре, проведенном в Санкт-Петербурге 28 сентября компанией «АСТОР ВЦ» (представительство в Санкт-Петербурге). Константин Зусманович, руководитель отдела консалтинга, объяснил слушателям - руководителям розничных торговых предприятий города на Неве, что такое управление товарными запасами (ТЗ), а Снежана Дервишева, эксперт компании, на примере решения компании «АСТОР: Торговая Сеть 6.0» показала механизмы управления ТЗ. Это мероприятие стало очередным в цикле семинаров для руководителей одиночных и сетевых розничных торговых предприятий, проводимых компанией в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде и Самаре.

Что такое управление товарными запасами

Под товарными запасами (ТЗ) понимаются прежде всего товары на полках магазина, на складе, в том числе распределительном. Кроме того, это продукты незавершенного производства (если в магазине есть производство) и, наконец, товары, которые находятся в пути. В последнем случае это особенно важно для предоплаченных товаров. Даже если товар был предоставлен с отсрочкой платежа, им также необходимо управлять.

Управление ТЗ - это контроль за состоянием ТЗ и принятие решений, нацеленных на минимизацию затрат, связанных с хранением и транспортировкой товаров.

Чем плохо, когда нет управления ТЗ

Тогда товара попросту нет в торговом зале, и от этого теряются продажи. Кроме того, в ТЗ может быть «заморожено» много неработающих денег (в этом случае возможны большие потери при хранении - товар портится).

Вывод: управление ТЗ должно быть упорядоченным.

Цепочка поставок

Под ней понимается путь товара от производителя к конечному покупателю. Управлять ТЗ необходимо на протяжении всей этой цепочки.

И здесь вступает в свои права такая важная фигура в розничном бизнесе, как категорийный менеджер - человек, контролирующий всю цепочку поставок. Его должность может называться по-разному - менеджер по продажам, товаровед, но она обязательно должна присутствовать.

Страховой запас

Его объем должен быть достаточным, во-первых, для восполнения полочного пространства, во-вторых, для удовлетворения спроса между проверками наличия товара на полках сотрудниками торгового зала и временем, необходимым для заполнения полок отсутствующим товаром.

Поскольку при транспортировке товара могут быть задержки или более ранние поставки, случаются ошибки при приеме, колебания спроса, задержки при выкладке товара на полки, объем страхового запаса должен компенсировать сбои в цепи поставок и возможные колебания спроса.

Две концепции технологии управления ТЗ

Концепция «вытягивания» подразумевает очень быструю реакцию на покупки: товар исчезает с полки, категорийному менеджеру приходит оперативная информация, и он пополняет товар - выкладывает его на полку из подсобки, а потом заказывает необходимое количество у поставщика для пополнения подсобки.

В случае «выталкивания», наоборот, спрос прогнозируется, заказы делаются в соответствии с прогнозом, а уж насколько он был точен, показывает продажа.

Наиболее распространенной ошибкой в случае «выталкивания» является переоценка спроса. Эту концепцию управления ТЗ обязательно нужно использовать перед праздниками, иначе магазин не успеет отреагировать на изменение спроса. Но чтобы она работала, нужна большая точность прогнозирования, и здесь без хорошо работающей, обладающей быстро поступающими интеллектуальными данными информационной системы не обойтись.

При концепции «вытягивания» в тот момент, когда товар начинает исчезать с полок, магазин тут же заказывает его поставщику, выкладывает на полки и продает. Но здесь очень важна точность данных о текущих остатках и динамике спроса, а также сама скорость реагирования.

Специалистами рекомендуется использование смешанной концепции, когда, с одной стороны, присутствует быстрое реагирование на продажу каждой единицы товара, а с другой, на каждом из этапов цепочки поставок внутри розничной сети имеется буферный запас, позволяющий сглаживать основную массу колебаний спроса и сбоев в поставках. Необходима минимально разумная периодичность осуществления закупок товара по каждому наименованию и небольшими партиями.

Светлана Куликова
kulikova@lv.spb.ru


Содержание номера журнала Торговое оборудование. Лучший выбор (октябрь 2006 г.)         Назад

Деловая информация. Главная страница               Торговое оборудование. Главная страница

©Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100