ВЕНДИНГ
Статьи

Снековые автоматы могут заменить магазины

Снековые автоматы могут заменить магазины
Снековые аппараты фактически всегда стоят рядом с кофейными
Ассортимент стандартный: чипсы, шоколадки, холодные напитки
Ассортимент стандартный: чипсы, шоколадки, холодные напитки
Автомат снабжен спиралями, которые проворачиваются, чтобы товар упал в окно выдачи
Автомат снабжен спиралями, которые проворачиваются, чтобы товар упал в окно выдачи
Андрей Бардин
Андрей Бардин считает, что в России развитие вендингового рынка пока находится в начальной стадии
Александр Брайнин
Александр Брайнин видит будущее в «двойке» - кофейном и снековом автомате с одной платежной системой
Наталия Емельянова
Наталия Емельянова уверена, что успех снековым автоматам обеспечит лишь индивидуальный подход к ассортименту

Сегодня рынок вендингового оборудования очень широк. В № 7 нашего журнала мы писали о кофейных автоматах, но хотя они и имеют наибольшую популярность в России, ассортимент вендингового оборудования этим далеко не ограничивается. Следующим по распространенности типом вендинговых аппаратов являются снековые, предлагающие штучный товар.

Снековые автоматы пользуются популярностью там, где у людей нет возможности купить продукты в другой торговой точке: на закрытых предприятиях, где рано закрывается столовая, в платных учебных заведениях, где проводятся вечерние занятия, а буфета нет.

- Рынок снековых аппаратов в России сейчас не так развит, как рынок кофейных, - говорит Андрей Бардин, директор по продажам и маркетингу петербургской компании «Вендэкс». - Основная причина - рентабельность. Поэтому фактически никто не ставит снековый аппарат без наличия рядом кофейного: очень высок риск так называемой «плохой установки», а уже установленный кофейный аппарат с хорошими показателями продаж дает некоторого рода гарантию.

- Мы ставим снековые автоматы только там, где уже стоят наши кофейные, и при условии, что объемы реализации кофе достаточно высокие, - подтверждает Александр Брайнин, директор по развитию петербургской компании «Торговые автоматы». - Сейчас появился новый продукт, мы называем его «спарк» или «двойка»: кофейный и снековый автоматы с одной платежной системой.

За рубежом также стараются ставить снековые автоматы рядом с кофейными или автоматами для продажи холодных напитков.

Производители и стоимость

- На сегодняшний день, - говорит Наталия Емельянова, консультант отдела продаж компании «Vendorus Group», - на российском рынке представлены торговые автоматы европейских производителей (AZKOYEN, NECTA, BIANCHI, MAAS INTERNATIONAL, FAS), а также корейские (SM-COIN и SAMSUNG).

- Мы представляем вендинговые аппараты Necta итальянского концерна N&W, - рассказывает Андрей Бардин. - Самый простой снековый аппарат этой компании стоит 89 тыс. руб. Причина невысокой стоимости в том, что он предназначен для работы в паре с кофейным аппаратом и не оборудован платежной системой - расчет за покупку осуществляется в кофейном автомате.

- Мы устанавливаем автоматы итальянской фирмы BIANCHI, наиболее распространенные на рынке, - говорит Александр Брайнин. - Помимо этого, у нас представлены автоматы немецких компаний SPENGLER и FAS. Но фактически все производители, которые выпускают кофейные автоматы, предлагают и снековые.

В целом же стоимость снекового аппарата соизмерима со стоимостью кофейного, а часто и выше ее, и составляет от 3 до 6 тыс. евро.

Ассортимент

- Ассортимент в снековых аппаратах почти всегда стандартный, хотя иногда он подбирается индивидуально, - объясняет Андрей Бардин. - Он включает в себя прохладительные напитки в объеме 0,5 л в ПЭТ-упаковке и в банке 0,33 л, шоколадные батончики, сухарики с самыми популярными вкусами и чипсы. Все торговые марки должны быть от известных мировых производителей, которых знают и которым доверяют покупатели.

- Но заложить в снековый автомат можно фактически любой продукт: орешки, печенье и т. д., - дополняет Александр Брайнин. - Например, недавно у нас приобрели автоматы для продажи салатов. Мы сами планируем попробовать продавать треугольные бутерброды с тунцом, говядиной, ветчиной, курицей и т. д.

Сегодняшняя мировая тенденция - расширение ассортимента товаров, которые реализуются с помощью вендингового оборудования. За рубежом давно привыкли, что в торговом автомате можно купить и цифровую технику, и лекарства, и одежду. Но абсолютными лидерами по продаже товаров через автоматы являются японцы. Япония - вообще самая насыщенная торговыми аппаратами страна: там не в новинку целые магазины без продавцов. По данным некоторых экспертов, если в России на один вендинговый автомат приходится около 10 тыс. человек, а в Европе - 100-150, то в Японии один такой аппарат обслуживает лишь 20 человек.

С помощью вендинг-машины здесь можно купить сырые яйца, овощи и даже живые цветы. Достаточно распространены автоматы, торгующие презервативами и туалетной бумагой, популярны также аппараты, продающие лапшу и сакэ - от 50 граммов до двух литров. Но самым востребованным продуктом являются сигареты.

У нас автоматическая торговля сигаретной продукцией запрещена из-за запрета продажи сигарет несовершеннолетним. Но и в России постепенно расширяется ассортимент продаваемой в автоматах продукции.

- При покупке снекового автомата важно выбрать автомат, позволяющий продавать широкий спектр товаров, т. к. в этом случае можно гибко реагировать на запросы покупателей, - считает Наталия Емельянова. - Объем загрузки автомата тоже важен, но для разных мест установки автоматов он может быть различным, т. к. в небольшом офисе не имеет смысла устанавливать объемные автоматы, а в вузе вряд ли будет успешен узкий вендинг со 150-200 единицами товара. Чем точнее будут учтены пожелания клиентов, тем прибыльнее будут автоматы. Мы стараемся размещать в автоматах то, что любит наш клиент, и работаем не только с обычными чипсами и соком, но и с сэндвичами, салатами, молочной продукцией. Кстати, опыт нашей компании опроверг бытующее мнение о низкой прибыльности снековых автоматов, т. к. главное здесь - индивидуальный подход, и тогда успех будет обеспечен.

Различия аппаратов

- Снековые автоматы различаются по системе выдачи продукта, - объясняет Наталия Емельянова. - Это либо лифтовая система (к выбранному продукту подъезжает лифт, продукт с помощью транспортера перемещается на него, после чего лифт подъезжает к окну выдачи продукта), либо автомат снабжен спиралями, в которые закладывается продукт (спираль поворачивается, и товар падает в окно выдачи). Возможно и совмещение этих устройств в одном автомате, в этом случае товар выталкивается при повороте спирали на лифт и перемещается к окну выдачи. На российском рынке в основном представлены автоматы спирального типа.

Обычно снековые автоматы снабжены системой охлаждения. Автомат может быть одно- или двухтемпературным (на нижних полках температура ниже), например, как в автоматах серии Palma H от AZKOYEN.

Аппараты различаются размером, количеством полок и, соответственно, количеством загружаемого товара. Чаще всего устанавливают автоматы, высота которых 1,6-1,8 м, ширина - 0,8-0,85 м. Они могут быть и чуть меньше, но маленькие снековые автоматы невыгодны тем, что продукт заканчивается быстро, его нужно часто обслуживать.

- Есть еще один вид аппаратов - так называемые gum-bаlls-машины, - добавляет Андрей Бардин. - В них изначально продавалась жвачка в виде шариков. Эти машины очень просты: покупатель опускает монетку, поворачивает ручку, монетка проглатывается, и появляется жвачка. Во многих торговых центрах такие аппараты стоят и сейчас. Они не требуют никаких затрат на электроэнергию, поскольку являются механическими, и стоимость их намного ниже обычных снековых аппаратов.

Кстати, во времена Великой депрессии в США избежали банкротства именно владельцы таких автоматов, продающих самый дешевый продукт - жевательную резинку: даже в самые тяжелые времена у покупателей находился 1 цент, чтобы купить жевательный шарик для ребенка.

Будущее снековых автоматов в России

- В России развитие вендингового рынка пока находится на стадии зарождения, - говорит Андрей Бардин. - Но это вопрос времени и повышения культуры потребления продуктов из торговых автоматов. Большинство людей до сих пор не знает, что это такое, боится, не доверяет: продавца нет, спросить не у кого. В Европе же как минимум два поколения уже вовсю пользуются услугами вендинг-машин. В некоторых странах процент розничной продажи из торговых автоматов по определенной группе товаров иногда даже выше, чем в магазинах.

Тем не менее и у нас количество торговых автоматов неуклонно растет. Россияне привыкают к ним, как уже привыкли к банкоматам и киоскам самообслуживания, где оплачиваются коммунальные расходы или сотовая связь. Но самая, пожалуй, серьезная причина того, что вендинг будет развиваться, - рост влияния торговых сетей на розничный рынок. Федеральные компании постепенно поглощают региональные розничные компании.

Некоторые эксперты предсказывают, что уже в ближайшем будущем на торговом российском рынке останется не более десятка крупнейших ритейлеров. А это значит, что ассортимент в магазинах станет примерно одинаковым, крупные магазины будут стремиться предлагать покупателям лишь узнаваемую торговую марку или так называемую «частную марку», и для многих производителей наступят тяжелые времена. Где представлять новую продукцию, как продвигать свой товар? Вот тут-то вендинг и может стать первым помощником.

Подготовила Светлана Куликова
kulikova@torg.spb.ru
Фото Яны Романовой


Содержание номера журнала Торговое оборудование. Лучший выбор (ноябрь 2006 г.)         Назад

Деловая информация. Главная страница               Торговое оборудование. Главная страница

©Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100