Поставщики оборудования и услуг | "Практика торговли" | "РесторановедЪ" |
Delinform.ru - интернет-журнал деловой информации для профессионалов торговли и ресторанного бизнеса. На главную страницу
Рейтинг@Mail.ru

Интернет-журнал деловой информации
для ритейлеров, рестораторов и отельеров
Сегодня
22/11/2019
Новости | Издания | Каталог оборудования | Публикации | Мероприятия | Контакты | Retailmagazine.ru| Restoranoved.ru | Напишите нам На главную 

ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ЛУЧШИЙ ВЫБОР. Январь 2007.
КЛИНИНГ

Владельцы магазинов, отелей и ресторанов должны менять отношение к уборке

Александр Гетманов: Владельцы магазинов, отелей и ресторанов должны менять отношение к уборке

Сфера уборки стала одной из тех, что претерпели в последние годы наиболее значительные изменения, начиная с названия (не уборка, а клининг) и заканчивая современным инвентарем, оборудованием и химическими средствами. Но даже у руководителей предприятий, торговых точек, гостиниц и ресторанов понятие уборки до сих пор часто ассоциируется с бабушкой с тряпочкой. Поэтому Ассоциация российских уборочных компаний (АРУК) выступила с инициативой приступить при содействии Совета Федерального собрания РФ к реализации в масштабах Российской Федерации приоритетных социальных проектов, связанных с сохранением экологии и обеспечением санитарной безопасности населения. О проблемах клининга в сфере торговли и общепита, а также его популяризации - наш разговор с председателем правления АРУК Санкт-Петербург, вице-президентом АРУК РФ Александром Гетмановым.

В область применения Федерального закона попадают процессы эксплуатации строительной продукции, а именно: процессы эксплуатации и содержания в чистоте всех видов эксплуатируемых зданий, строений и сооружений, включая жилые, общественные и промышленные, а также процессы использования и содержания в чистоте прилегающей к ним территории, как объекты технического регулирования. (Из проекта Федерального закона, ст. 1, п. 2.)
Как измерить чистоту

- Александр Викторович, Ассоциация действует на федеральном уровне. Так, в конце 2006 года в Государственной думе прошел пятое чтение законопроект «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий». Это напрямую касается торговых точек, а также гостиниц, кафе, ресторанов...

- Да, и АРУК внесла в этот Федеральный закон поправки, исходя из требований благополучия человека и необходимости обеспечения для этого чистоты и порядка внутри помещения. Эти поправки готовились совместно с Управлением главного санитарного врача, Роспотребнадзором, другими ведомствами, поскольку планируется проведение проверок торговых зон и пищевых производств. Но ведь понятие чистоты у каждого свое. У нас есть ГОСТ 870 Р 2002 года, есть Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с поправками 2003 года, где соблюдаются определенные требования к чистоте, но они устарели. Поэтому наравне с этими ФЗ мы готовим поправки, которые определяют требования к чистоте, исходя из современных требований и европейских стандартов. И в следующем году, надеюсь, выйдет другой ГОСТ, регламентирующий требования настоящего времени.

- А как можно измерить чистоту?

- Санитарные службы могут снять пробу на посев микробов и определить, есть они или нет. В нашем распоряжении блескомеры, определяющие количество пыли на гладкой поверхности. Есть и другие инструменты. Вся беда в том, что наши руководители - хозяева большого и тем более маленького уровня не используют профессиональные средства уборки, инструменты, моющие, чистящие и дезинфицирующие средства (все, что необходимо для поддержания чистоты), скорее всего, потому, что просто не знают о них.

- Может быть, считают их невыгодными...

- Конечно, нет. Ведь те же моющие средства продаются в 5-литровых канистрах. А расход средства всего 50 граммов (колпачок) на 7-10 литров (ведро) воды. Это выгодно! И этого состава достаточно для проведения санитарной обработки и мойки. Более того, есть наши, петербургские, профессиональные химические средства, которые одновременно с уборкой проводят дезинфекцию помещения. И никто о них не знает. И по старинке моют половой тряпкой, намоченной, в лучшем случае, в мыльном растворе.

К разработке законов необходимо привлекать экспертов всех государственных структур - Гостехнадзора, Роспотребнадзора и т. д.

- Александр Викторович, есть же еще и местные законы, касающиеся обеспечения чистоты?

- В Петербурге недавно был принят закон об ответственности за содержание фасадов. У нас очень много зданий в частной собственности. А за фасадами часто никто не ухаживает, поскольку это требует определенных денежных затрат. Но ведь уход необходим! А в Москве этот закон уже действует 3 года.

- А после принятия Федерального закона что будет грозить владельцам магазинов, ресторанов и отелей за его неисполнение?

- Им и сейчас грозит административная или даже уголовная ответственность. Другое дело, что никто и никогда не слышал, что хозяин магазина попал за решетку. А вот закрыть объект можно и необходимо. Взять хотя бы случай с закрытием сети «Пятерочка».

Мы надеемся, что Закон увеличит периодичность проверок, их жесткость и усилит ответственность предпринимателей за халатное отношение к людям в целом.

- А как сегодня, на ваш взгляд, проводится уборка в магазинах и ресторанах?

- Большие гипер- и супермаркеты в основном обслуживаются не своими работниками, а клининговыми компаниями. Другой вопрос - требования к этим компаниям от заказчиков поступают разные. Одни управляющие требуют уборки при помощи специальной техники, профессиональных моющих средств. Другим достаточно просто, условно говоря, ведра со шваброй. И магазины можно убирать по-разному даже в рамках одной сети. Есть магазины, которые содержат в чистоте и полы, и стеллажи, и холодильники, и все остальное.

Минимизировать затраты нужно с умом

- Что является показателем чистоты?

- В магазине - пол, в офисе, ресторане или гостинице - санузел. Если там не прибрано, то можно сделать вывод о состоянии помещения в целом. Иногда у нас некоторые платные туалеты на улице бывают гораздо чище, чем в каком-то проходном магазинчике.

- То есть проблема уборки есть?

- Проблема огромная. Обязательно нужно внушать людям, что уборка и содержание (уход) за всем комплексом и жилья, и недвижимости - дело необходимое. Сейчас в Петербурге распоряжением городских властей убрали киоски. И это, наверное, правильно. Потому что продукты можно купить и в гипермаркетах, супермаркетах, мини-маркетах - то есть в тех точках, с которых можно спросить за соблюдение всех требований по качеству продукции, чистоте и экологии. Там есть арендатор, у него можно проверить, какие продукты, откуда, как он содержит свою точку, и если что - заставить его навести порядок. А сейчас зима начнется, повалит снег. Входные зоны не оборудованы. Посмотрите, сколько картона на полу валяться будет! Хотя все есть - и производство, и поставщики - и ковры, и грязезащитные покрытия. Но у нас же любой собственник идет по линии минимизации затрат. И не станет покупать профессиональную грязезащиту.

Сколько стоит уборка

- Александр Викторович, но ведь будут разработаны единые требования к чистоте?

- Да, они разрабатываются уже второй год. И необходимо, прежде всего, экономическое обоснование стоимости этих работ. Кроме того, выяснилась еще одна проблема. Сейчас у нас фактически нет уборщиц: они везде называются специалистами по клинингу или по уборке внутренних помещений, внешней территории, а в едином классификаторе этой специальности нет. И человеку, который попадет под расчет пенсий по такой специальности, пенсию просто не начислят, поскольку такой должности в едином классификаторе нет. Этот вопрос надо решать на федеральном уровне. Более того, руководители предприятий нанимают людей, платят им копейки, а ведь как платят, таков и результат. За границей же приглашают специалиста по уборке, который получает почасовую оплату. Конечно, там другой уровень жизни. Час работы уборщика стоит 8,5-9 евро. У нас - 25-45 рублей в час. Но это при постоянной работе. А разве кто-то будет приходить на 2-3 часа убирать за 100 рублей? Кроме того, человек приходит - он не знает, какие моющие средства взять, как правильно отжать, как протереть и т. д. Пришел, ему вручили тряпку, он размазал грязь - и все. Необходимо профессиональное обучение.

- Словом, работы - непочатый край. Никому ведь и в голову не приходит, что нужно обучать уборщицу.

- Нужно! Профессиональных знаний нет ни у кого. И нам необходима программа, которая охватывала бы все уровни специалистов по уборке, включая административный аппарат, то есть людей, которые пишут директивы. Московский институт сервиса уже 1,5 года разрабатывает экономическое обоснование всех видов уборки: офисов, жилых помещений, торговых залов, подсобных помещений и т. д. Правительство Москвы понимает необходимость этого и финансирует разработку из государственного бюджета. В Москве работает государственный центр «Персонал» по подготовке всех специальностей и выпускает 25 тысяч человек в год. Образование необходимо!

- И, наверное, прежде всего - руководителям.

- Да! Обучение в разных формах - семинары, курсы, переквалификация - нужно срочно проводить на всех уровнях без исключения. Плох тот руководитель, который не знает сам, как должна быть выполнена работа. Он просто не сможет проконтролировать подчиненных и правильно потребовать выполнения ими обязанностей. Так что чистота - всего лишь часть общей программы.

- А какой же должна быть у нас стоимость уборки?

- Адекватной. Недавно у нас проводился «круглый стол» по вопросам обслуживания коммерческой недвижимости - это касается и торговых центров, и гипермаркетов, и т. д. Цифры были разные - от 15 рублей до 8 долларов за квадратный метр в месяц. Руководитель вкладывает в стоимость уборки только заработную плату, которую он выплачивает, и те минимальные расходы, которые несет. На самом же деле это включает в себя 17 составляющих: служба бухгалтера, отдел кадров, стоимость имущества и прочее. Я считаю, что минимальная цена уборки должна составлять 1 рубль за квадратный метр в день - то есть 30 рублей за квадратный метр в месяц. Это тот минимум, который позволяет нанять людей, начислить им заработную плату, провести обучение и приобрести необходимые моющие средства, оборудование и инвентарь.

- То есть человека нужно обучить, обеспечить необходимым инструментом для работы...

- ...платить ему достойную заработную плату. Так что, проблема большая, но решить ее можно - было бы желание. И сделать профессию специалиста по уборке престижной. Это в наших силах.

Федеральный закон устанавливает ответственность потребителя объекта за обеспечение чистоты на объекте и качественное проведение уборочных, дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ. (Из проекта Федерального закона, ст. 4, п. 4.)

Светлана Куликова
kulikova@torg.spb.ru
Фото Яны Романовой


Содержание номера журнала Торговое оборудование. Лучший выбор (январь 2007 г.)         Назад

Деловая информация. Главная страница               Торговое оборудование. Главная страница

©Издательство "Наша деловая пресса"


Rambler's Top100 Яндекс цитирования