ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ЛУЧШИЙ ВЫБОР. Август 2007.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ МАГАЗИНОВ

Оборудование высокого стандарта для экономичного магазина

Оборудование высокого стандарта для экономичного магазина
Как правило, магазины небольших форматов оснащают стандартным универсальным оборудованием: стеллажами с навесными полками, витринами или прилавками
«Germano Zama»
В петербургском магазине «Germano Zama» оборудование стандартное, но выполнено в едином стиле, с подсветкой, и магазин «играет»
Магазин «Все для дома» в г. Нахабино
Магазин «Все для дома» в г. Нахабино оборудован металлическими стеллажами...
«Росмэн-канцлер»
... А московская сеть канцелярских магазинов «Росмэн-канцлер» - металлическими стеллажами и прилавками из ДСП
На первый план выходит товар. Сегодня практикуются всевозможные подсветки, применяется много стекла
Если раньше оборудованием заполнялось все магазинное пространство, то теперь на первый план выходит товар. Сегодня практикуются всевозможные подсветки, применяется много стекла

Практика ритейла показывает, что для магазинов высокого ценового класса обычно разрабатывается собственный дизайн, заказывается эксклюзивное оборудование, в то время как небольшие экономичные магазины чаще обходятся стандартным. Что подразумевает определение «стандартное оборудование» и для каких именно магазинов оно подходит? Об этом нам рассказывают ведущие менеджеры производственных компаний.

Что нужно магазину

- Специфика оснащения магазина отличается в зависимости от его формата или специализации, - рассказывает Лариса Карел, директор по продажам ПО «Витрина». - Сейчас, как правило, магазины небольших форматов (до 500 кв. м) оснащают стандартным универсальным оборудованием. Чаще это обычные металлические стеллажи с навесными полками, витрины, кассовые боксы (при условии самообслуживания) либо прилавки - остекленные и глухие, если осуществляется торговля через прилавок. Как правило, ассортимент таких магазинов небольшой, порядка 2-5 тысяч наименований, и вся продукция выкладывается на полку или вывешивается на крючки в перфорированных стенках стеллажей. Управляющие таких торговых предприятий руководствуются прежде всего необходимостью снижения затрат на оснащение магазина, оформление интерьера помещения, экономии на POS-терминалах и другом обслуживающем оборудовании.

- Существует несколько видов торгового оборудования, необходимых для оснащения магазинов любого формата, - дополняет Андрей Колпаков, директор департамента внешнеэкономической деятельности СП ООО «Модерн-Экспо». - Это стеллажи для выкладки стандартных продуктов, специализированные стеллажи для предметов с нестандартными параметрами (большие, тяжелые и навеска) и кассовые боксы. Что касается последних, то их для промтоварных магазинов обычно приобретают не менее двух и не более шести. Наличие того или иного типа оборудования зависит в значительной степени и от специализации такого магазина. Если в нем, к примеру, преобладает бытовая химия, то необходимо еще предусмотреть возможность установки отдельных стеллажей островного типа для размещения товаров, на которых делается презентационный акцент.

Конечно, все это обговаривается владельцем или руководителем магазина со специалистами, проектировщиками и производственниками до его открытия, на стадии подготовки к оборудованию. И часто представление о продолжительности этой стадии у каждой стороны разное.

- Зачастую заказчики хотят, чтобы им оборудовали магазин в 1,5-2 недели, - объясняет Виталий Горбачев, менеджер компании «Интор». - Это бывает сложно, ведь сначала нужно создать проект будущего магазина, согласовать с заказчиком, приобрести материалы и изготовить оборудование. Лучше всего, если обращаются хотя бы за месяц, чтобы было время все обдумать и проработать.

Впрочем, все зависит от специализации магазина. К примеру, магазин бытовой техники не требует какого-то особенного оборудования - достаточно обычных стеллажей, а вот магазины одежды бывают разными: со стандартными вешалами и полками или с индивидуальным оборудованием. Зарубежные сети магазинов часто привозят готовое оборудование, которое собирается на месте. Магазины бижутерии и ювелирные почти всегда имеют собственный дизайн, а предприятия, предлагающие канцтовары или бытовую химию, обычно оформляются стандартно.

Оборудование, продающее товар

Основная задача любого магазина - продать товар, и главную роль в ее выполнении играет именно оборудование.

- Чем выигрышнее будет представлен товар покупателю, тем легче и быстрее пройдет покупка, - говорит Лариса Карел. - Например, если книги сложить просто стопкой на полку, покупатель не будет иметь возможности быстро и легко найти необходимый для него экземпляр. Поэтому для книжных магазинов разрабатывается широкий ассортимент специальных полок, где книги стоят вертикально, под углом, в виде лесенки друг за другом, лицом и боком к покупателю. При этом экономится торговая площадь, появляется возможность увеличить ассортимент и, тем самым, объем продаж.

Сейчас в России промтоварные магазины представлены в основном книжными, магазинами канцтоваров, хозтоваров, товаров для дома (посуда, отделочные материалы), цветочными. Торговое оборудование для каждого подбирается исходя из его формата и специфики. Например, для цветочных магазинов необходимо оборудование, выдерживающее влагу, химикаты, увеличенную нагрузку (мешки с землей, удобрениями), т.е. обязательны металлические стеллажи, желательно оцинкованные. Для книжных магазинов, посуды, текстиля можно использовать оборудование, изготовленное из ДСП. Для хозяйственных и строительных - стеллажи, где по максимуму используются перфорированные задние стенки с навесными крючками и короба для мелкого фасованного товара.

- В последнее время все более популярным среди небольших маркетов промтоваров становится использование многофункциональных стеллажей с возможностью складирования товаров на верхних полках, - рассказывает Андрей Колпаков. - В Европе, например, такая практика довольно распространена. Дело в том, что там в некоторых подобных магазинах отдельного помещения для хранения товарных запасов просто нет. Наиболее популярным для презентации подобной продукции является использование стандартных усиленных, а также траверсных стеллажей. Особая конструкция последних позволяет хранить товары на паллетах. Такого типа стеллажи популярны и в магазинах, работающих в режиме самообслуживания и имеющих смешанный товарный ассортимент. К тому же весь товар необходимо представить на хорошо обозреваемых местах. Если покупателю удобно его рассматривать, то увеличиваются шансы выбрать то, что по душе. Поэтому для презентации продукции в силу разных ее габаритов сложно использовать один стандартный стеллаж (даже усиленный). Вот тут и кроется ответ на вопрос: «Зачем такое разнообразие навески?»

Стоимость оснащения

Для оснащения небольшого магазина промтоваров потребуются, как минимум, стеллажи, оборудование для обслуживания покупателей (прилавки или кассовые боксы), а также сопутствующее (корзины, подиумы, витрины, тележки, столы для упаковки товара и т.д.).

Коэффициент установки оборудования в магазине может составлять порядка 30%. Это означает, что из 500 кв. м общей площади магазина около 150 кв. м отдается под оборудование: кассовые боксы занимают 10% (15 кв. м), стеллажи - 70% (105 кв. м), вспомогательное оборудование - 20% (30 кв. м).

Стоимость стеллажа в стандартной комплектации (высота - 2100-2400 мм, длина - 100 см, глубина базовой полки - 50 см и 4 навесные полки по 40 см) составляет в среднем 4,2 тыс. руб. Стеллаж в такой комплектации занимает 0,5 кв. м площади. Поэтому затраты на оснащение магазина площадью 500 кв. м металлическими стеллажами составляют порядка 880 тыс. руб. Выше приведена цена на стандартный стеллаж без дополнительных навесных элементов. В тех случаях, когда речь идет об оборудовании со специальными полками (например, для демонстрации медианосителей), с рекламным фризом с подсветкой, декоративной отделкой, стоимость может увеличиваться в два раза. Выбор нестандартного цвета также подразумевает увеличение цены.

Средняя стоимость кассового бокса составляет 48 тыс. руб. На магазин площадью 500 кв. м их потребуется 4-5 штук, соответственно расходы составят 240 тыс. руб. Сопутствующее оборудование обойдется примерно в 96 тыс. руб. Таким образом, инвестиции в оснащение составляют 1216 тыс. руб.

Нужно отметить, что этот расчет произведен на основе данных московских специалистов. При этом петербургские эксперты утверждают, что в Северной столице оснащение 1 квадратного метра эконом-магазина обойдется на 2 тыс. руб. дешевле - в 6 тыс. руб.

Новые тенденции

- Рынок торгового оборудования для экономичных магазинов напрямую зависит от ритейлеров, - считает Андрей Колпаков. - Именно они определяют товарный ассортимент для последующей продажи. Важную роль играет и формат торговли. Раньше продажи велись в основном через прилавок, но с развитием торговли продуктами в формате самообслуживания появились новые стеллажные системы. Из новых тенденций также нужно отметить, что ритейлеры постоянно повышают свои требования к дизайну.

- В последнее время владельцы торговых предприятий стали большее внимание уделять внутреннему дизайну торгового зала (фирменный стиль, цветовая гамма, рекламная поддержка), - подтверждает Лариса Карел, - использовать специализированные комплектующие для демонстрации специфичного товара. Сейчас большое внимание уделяется магазинам новых форматов или специализаций («Все для дома», «Сделай сам», «Цветы»). Хотя все новое - хорошо забытое старое. Раньше тоже существовали магазины такой специализации. Сейчас они перешли на новый уровень - с увеличенным ассортиментом, новой технологией обслуживания покупателей, сервисом и дополнительными услугами: раскрой материалов, упаковка, отделы заказов и т.д.

- Моду в оборудовании по-прежнему задает Италия - думаю, где-то на 80%, - говорит Николай Квашнин, генеральный директор компании «Интор». - В основном она касается применяемых материалов и форм. Если раньше мы заполняли оборудованием все магазинное пространство, то теперь на той же площади его становится все меньше, должен быть виден товар. Сегодня стараются использовать все магазинные стены, ниши, практикуются всевозможные подсветки, применяется много стекла.

- Думаю, в отношении оборудования главная наша проблема в том, что у нас фактически нет дизайнеров, которые идут в ногу со временем, - объясняет Алла Габриэлян, владелица петербургской сети монобрэндовых магазинов одежды «Germano Zama». - Я долго искала вариант, который меня устроил и по дизайну, и по приемлемой цене: оформление одной точки обходится в 350-400 тыс. рублей.

Оборудование для магазина было предложено стандартное - всевозможные стеллажи, полочки, вешала. Но для него предусмотрена подсветка, выполнено оно в едином стиле, и магазин, даже в пределах одного торгового комплекса, выделяется из общего числа представленных здесь торговых точек.


Светлана Куликова
kulikova@torg.spb.ru
Фото Яны Романовой и ПО «Витрина»


Содержание номера журнала Торговое оборудование. Лучший выбор (август 2007 г.)         Назад

Деловая информация. Главная страница

©Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100 Перепечатка и использование материалов сайта разрешена только с активной ссылкой на сайт Delinform.ru, с указанием автора статьи и с предварительного разрешения редакции.