ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ЛУЧШИЙ ВЫБОР. Ноябрь 2007.
НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

Тенденции розничной торговли

Тенденции розничной торговли
Тенденции розничной торговли

«В нашей экономике не все в порядке, потому что она до сих пор озабочена тем, как произвести единицу продукции. А во всем мире главная задача - не произвести, а продать! Но уже многое сделано, чтобы переломить эту тенденцию», - с этих слов Александра Борисова, председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка, генерального директора Московской международной бизнес-ассоциации, советника мэра Москвы, начался крупнейший деловой форум России в сфере торговли - X Международная конференция «Торговля в России. Мировой опыт. Российские перспективы».

Глобализация приводит к тому, что сегодня все больше людей, дорожа своим временем, хотят получить в магазине готовое решение завтрака, обеда или ужина. Соответственно все популярнее становятся форматы, которые максимально подходят потребителю с этой точки зрения.
Будущее торговли - за новыми форматами

Конференция собрала порядка тысячи участников - владельцев и директоров розничных предприятий из всех городов России, крупнейших оптовых и сервисных компаний, а также руководителей органов местного самоуправления. Здесь анализировалось современное состояние рынка розничной торговли, происходил обмен опытом и передовыми технологиями. Конференция была организована Национальной торговой ассоциацией и ТПП РФ при поддержке ММБА, Минэкономразвития РФ и правительства Москвы.

Каково место России в мировом торговом пространстве? Общий объем мировой торговли сейчас оценивается в 12 триллионов долларов. В 2005 году доля России составляла примерно 2%.

- Поскольку рост у нас очень активный, к настоящему времени мы подбираемся уже к 4 процентам, - сказал Александр Борисов. - Это очень серьезный фактор.

Одним из главных был вопрос глобализации в торговле и влияния мировых процессов на российский розничный рынок. Основным докладчиком выступил Антон Порядин, старший менеджер московского представительства международной стратегической консалтинговой компании A.T.KEARNEY. Он выделил факторы, определяющие развитие современной розничной торговли в мире - это убыстрение ритма жизни, особенно в крупных городах; дифференциация спроса; повышение дохода и «вестернизация» общества (ускоренные изменения в восприятии западных стандартов). В связи с этим в торговле происходят соответствующие изменения: увеличивается количество новых форматов; в конкурентной борьбе решающую роль играет уникальность предложения, а не размерный ряд и цены; инвестируются развивающиеся рынки (и Россия пока относится к ним). Именно эти тенденции отразятся на торговле в нашей стране в ближайшем будущем.

Увеличение количества новых форматов

Дальнейшее развитие розничной торговли будет продвигаться прежде всего в сторону укрупнения форматов и увеличения количества магазинов.

- Глобализация приводит к тому, что сегодня все больше людей, дорожа своим временем, хотят получить в магазине готовое решение завтрака, обеда или ужина, - сказал Антон Порядин. - Соответственно все популярнее становятся форматы, которые максимально подходят потребителю с этой точки зрения. А те, что по-прежнему остаются лишь буфером между производителем и потребителем, уходят «на задворки истории». В результате борьба за долю рынка, разгоравшаяся некоторое время назад, уже не столь актуальна: на первый план выходит поиск новых, оригинальных форматов.

Конкуренция уникальных предложений

Следующая тенденция сегодняшнего дня - размывание границ между традиционными форматами (дискаунтер, магазин полного обслуживания и т. д.). До недавнего времени на рынке предлагался или минимальный сервис за минимальную же цену, или оптимальный сервис с соответствующей ценой.

- Сегодня, - подчеркнул Антон Порядин, - мы видим форматы, которые «за те же деньги» предоставляют гораздо лучший сервис или разрабатывают программы лояльности для привлечения большего количества покупателей.

Сегодня ритейлеры стараются конкурировать в более многообразных категориях, чем просто соотношение сервис/цена. Гораздо большее внимание уделяется вопросу уникального позиционирования: кто-то из сетей избирает направление конкурентоспособного ценового предложения, кто-то делает ставку на удобство, кто-то - на расширенный ассортимент. И, наконец, есть еще два активно развивающихся направления - сервис и атмосфера. Конечно, позиционирование на чем-то одном невозможно - оно всегда смешанное. Тем не менее ритейлер не может выбрать больше чем 2-3 направления - дальше идет уже размывание сегмента.

- Такая тенденция - уникальное предложение - придет и в Россию, - убежден Антон Порядин. - Пока она в этом отношении отстает от западных стран: у нас по-прежнему преобладает простое соотношение сервис/цена. Единственное исключение - западные компании, такие как «Ашан» или «Метро». Но, скорее всего, в ближайшее время к ним будут подтягиваться и другие.

Инвестирование
Мы можем ожидать появления по-настоящему национальных ритейлеров. И наиболее вероятные лидеры в консолидации отрасли - «Магнит» и «X5 Retail Group N.V.»

В течение нескольких последних лет Россия занимала первое место по вложению иностранных инвестиций в развитие розничной торговли. В этом году она заняла второе, уступив Индии: эта страна стартует с более низкой позиции, ее рынок совсем не насыщен и предлагает огромные возможности для интеграции.

Развивающиеся рынки в современном мире становятся полем глобальной конкуренции, и «окна возможностей» на них быстро захлопываются. Позиция России в мире в этом отношении такова: в 1994 году она была на пике интереса для поставщиков, который сохранился, но сейчас переходит в стадию зрелости. Однако должна сформироваться инфраструктура, накопиться некая критическая масса, чтобы к нам в полной мере начали выходить иностранные ритейлеры.

- Они выйдут, - считает Порядин. - И этот прогнозируемый выход глобальных игроков будет катализатором консолидации отрасли. Кроме того, мы можем ожидать появления по-настоящему национальных ритейлеров. И наиболее вероятные лидеры в консолидации отрасли - «Магнит» и «X5 Retail Group N.V.» Новые игроки могут выходить в ритейл за счет альянса с уже существующими. В регионах будут развиваться крупные форматы. В Москве и Петербурге это развитие пойдет не так бурно, но там будут появляться новые интересные форматы.

Перспективы обрисованы хорошие, но и нерешенных проблем у российской торговли пока множество. Об этом говорил Евгений Чичваркин, председатель совета директоров компании «Евросеть».

- Самая большая проблема - недостаток людей, которые способны что-либо делать, - объявил он. - В Москве сейчас очень тяжело найти продавцов, кассиров, строителей, рабочих. Да, в столице действительно самый высокий уровень занятости. Но квалификация работников не повышается... Думаю, будущее магазинов - за автоматами, которые заменят обслуживающий персонал.

Вступление в ВТО

Конечно, нельзя было не обсудить больную для всех ритейлеров тему присоединения России к ВТО. Благо это или угроза для отечественного потребительского рынка? Этот вопрос остался открытым...

- Рынок не открывается, а приоткрывается! - подчеркивает Алексей Портанский, директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО. - «Шлюзы» не рухнут, барьеры не упадут. Нам важно не только стать членом ВТО, но, прежде всего, договориться, на каких условиях мы сделаем это. Да, мы получим гарантированный и справедливый доступ на международный рынок, но требуется пустить и на свой.

- Мы не готовы голосовать «за», - отвечает ему Лев Хасис, главный исполнительный директор компании «X5 Retail Group N.V.», - потому что хорошо понимаем аргумент: «А кто будет покупать в магазинах, если денег у людей не будет?» Условия должны быть разумными.

Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России, привлек внимание собравшихся к взаимоотношениям с производителями.

- Я отмечаю начало нового этапа переговоров между производящей и продающей отраслями, - сказал он. - Мы все плывем в одной лодке. Да, самое хорошее - здоровая конкуренция между сетями. Но до того как наступит это замечательное время, нужно, чтобы производители были еще живы...

И все же, как отметил Александр Борисов, по итогам прошлого года Россия вошла в пятерку лидеров в Европе по объему продовольственного рынка. Там рост составил не более 4% в год, у нас - 20%. К 2010-му году, по прогнозу Борисова, Россия станет лидером в Европе.

Кроме того, как было отмечено на конференции, совокупный объем площади торговых центров в России составил в прошлом году порядка 3,5 млн. кв. м. В Москве на 1000 человек приходится 150 кв. м торговой площади, что в 2,8 и 4 раза ниже, чем в Варшаве и Барселоне соответственно. Так что нам еще есть куда расти!

Лидеры отрасли

В рамках X Международной конференции «Торговля в России. Мировой опыт. Российские перспективы» состоялась торжественная церемония вручения премии «ТОП 200» лучшим розничным компаниям России. Определились следующие победители конкурса:
1. Лидер «ТОП 200» российской розничной торговли 2007 г. по обороту и количеству магазинов - «Евросеть».
2. Крупнейшая непродуктовая розничная сеть России - «Эльдорадо».
3. Крупнейшая продуктовая розничная сеть России - «X5 Retail Group N.V.».
4. Крупнейшая сеть центров мелкооптовой торговли России - «МЕТРО кэш энд керри».
5. Крупнейшая сеть гипермаркетов России - «Ашан».
6. Крупнейшая сеть дискаунтеров России - «Магнит».
7. Крупнейшая розничная сеть экономичных универсамов в Республике Татарстан - «Пятерочка» («Ак Барс Торг»).
8. Быстрорастущая франчайзинговая сеть в Сибирском регионе - «Пятерочка» (ООО «Партнер-Ритейл»).
9. Крупнейшая региональная сеть Нижегородской области - «Райцентр».
10. Прорыв года - выход на федеральный и международный уровень крупнейшей сети Северо-Западного ФО - «Вестер».

Светлана Куликова
kulikova@torg.spb.ru


Содержание номера журнала Торговое оборудование. Лучший выбор (ноябрь 2007 г.)         Назад

Delinform.ru. Главная страница

©Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100 Перепечатка и использование материалов сайта и журнала разрешены только с активной ссылкой на сайт Delinform.ru, с указанием автора статьи и с предварительного разрешения редакции.