Поставщики оборудования и услуг | "Практика торговли" | "РесторановедЪ" |
Delinform.ru - интернет-журнал деловой информации для профессионалов торговли и ресторанного бизнеса. На главную страницу
Рейтинг@Mail.ru

Интернет-журнал деловой информации
для ритейлеров, рестораторов и отельеров
Сегодня
17/07/2019
Новости | Издания | Каталог оборудования | Публикации | Мероприятия | Контакты | Retailmagazine.ru| Restoranoved.ru | Напишите нам На главную 



Торговое оборудование. Лучший выбор. Сентябрь 2008.
ПРАКТИКА ТОРГОВЛИ / ПЕРСОНАЛ



Персональное дело. Битва за головы

Спрос на специалистов для работы в розничной торговле будет продолжать расти – это касается и количества персонала, и его качества
Спрос на специалистов для работы в розничной торговле будет продолжать расти – это касается и количества персонала, и его качества
Задача большинства крупных торговых сетей – удержать тот персонал, который уже работает в компании, и предоставить ему возможность карьерного роста
Задача большинства крупных торговых сетей – удержать тот персонал, который уже работает в компании, и предоставить ему возможность карьерного роста
Проблема подбора персонала для предприятий розничной торговли возникла с открытием первых супер– и гипермаркетов, а точнее – с выходом на российский рынок западных игроков и ужесточения конкуренции. Иностранные ритейлеры резко подняли уровень зарплаты работников торговой отрасли и... столкнулись с полным отсутствием в нашей стране квалифицированных кадров среднего и высшего звена. То есть платить-то они были готовы, но... кому?

Осознав ситуацию, западники пошли проверенным путем: пригласили желающих заполнить анкеты, отобрали готовых учиться и обучили. Российские розничные сети в момент своего становления сделали упор на позиции низкого уровня, сформировав отделы кадров, которые «закрывали» персональные прорехи, используя рекламу в СМИ и собственный старый запас. Руководящий состав выбирался из числа проверенных знакомых. Но очень скоро стало ясно, что опытные работники, привыкшие стоять за прилавком в советские времена, совсем не готовы к рыночным отношениям, а эффективное руководство бизнесом предполагает наличие опытных специалистов, а вовсе не знакомых и лояльных к владельцу предприятия людей. И началась кадровая война! Она не прекращается уже несколько лет, и сегодня прослеживается четкая тенденция «охоты за головами» – перекупа нужных сотрудников.

– Сейчас действительно чаще всего проблема решается именно так, – подтверждает Анжелика Викулова, директор по персоналу региональной дирекции «Вимм-Билль-Данн Северо-Запад и страны Балтии». – Но перспективы в этом совершенно точно нет. Растет цена профессионала и адаптационные риски. Дорого и нет гарантий.


Кадровая «текучка»


Весь персонал в розничной торговле можно условно поделить на несколько групп: начальный (например, продавец, кассир, грузчик), производственный (технологи производств), средний (менеджеры и руководители отделов) и топ-менеджеры (директора). По статистике, текучесть кадров в торговых сетях достигает 50-60% в год, причем касается она абсолютно всех групп персонала.

– Традиционно высокий процент текучести характерен, конечно, для рабочих групп,– считает Анжелика Викулова. – Активно способствует этому так называемый «петербургский дачный менталитет»: в мае люди пишут заявления об уходе и уезжают на дачи. Приезжают в октябре и снова трудоустраиваются. Видимо, комфорт и то небольшое количество овощей, которые там выращиваются, для них приоритетны.

– Да, в летний сезон приходится особенно трудно, – соглашается Светлана Павлюченко, директор по персоналу сети алкогольных супермаркетов «Норман-Нева». – И, конечно, люди сейчас достаточно амбициозны: их интересует работа рядом с домой, профессиональный и карьерный рост, и на начальном этапе долго фактически никто не задерживается.

По разным данным, в Петербурге в среднем 100 тысяч рабочих мест не обеспечено персоналом. Это тоже касается всех категорий. Конечно, самый большой дефицит сейчас рабочих специальностей – даже без опыта работы люди хотят быть менеджерами.


Проблема низшего звена – в количестве...


Главная головная боль и забота директоров магазинов – продавцы и кассиры. Еще совсем недавно текучесть в этой категории персонала у многих ритейлеров доходила до 80% в год! Одна из причин – невысокий уровень зарплаты – сегодня, на первый взгляд, снята: зарплаты выросли в 2 раза, причем в западных и российских сетях они фактически сравнялись, но ведь и цены в тех же магазинах выросли вдвое.

– Не забывайте, что сейчас на должности продавцов и кассиров чаще всего идут студенты, – говорит Светлана Павлюченко. – А студенты – народ вольный: сегодня им нужны деньги, нужен заработок – они устраиваются, завтра начинается сессия или каникулы – они увольняются. Да и рассматривают они такую работу исключительно как временную. А, например, среди уборщиц и грузчиков у нас, как правило, текучести нет: здесь работают люди взрослые, постоянные, они знают свое дело и не ждут от него никаких сюрпризов.

В отличие как раз от продавцов: еще одной важной причиной их частой замены является непонимание новыми сотрудниками специфики работы в рознице. Часто они не готовы к общению с покупателями, к пополнению товарного запаса в зале (к тому, что какие-то короба и ящики придется носить самостоятельно вручную).

В среднем звене и топ-менеджерском уровне, где такой текучести все же нет, – свой дефицит квалифицированных сотрудников. То есть, если в отношении низшего звена проблема в количестве, то в отношении среднего и высшего – в качестве.


...Среднего и высшего – в качестве


Сегодня одной из самых востребованных позиций является должность директора магазина. Розничные сети открывают все новые торговые центры, причем в разных городах России, и хорошие управляющие крайне нужны. Среди требований, предъявляемых к ним, – опыт аналогичной работы (обычно от двух лет), навыки эффективного управления людьми, а также стрессоустойчивость. Зарплата директора магазина может достигать 2 тыс. евро.

Следующая позиция, пользующаяся большим спросом, – менеджер, отвечающий за расширение торговых площадей. На Западе он называется business development manager, в России – менеджер по развитию бизнеса, а неофициально – попросту «открывашка»: человек, открывающий новые магазины. Найти такого человека подчас даже сложнее, чем директора, потому что дело здесь не только и, может быть, не столько в личных качествах, сколько в личных связях. Он должен знать множество людей из властных структур – в земельных комитетах, государственных органах, чтобы «пробивать» интересы компании. Иногда в качестве «открывашек» приглашают консультантов, работающих в этих самых властных структурах, а значит – имеющих возможность лоббировать интересы на высшем уровне. И, конечно, немаловажным условием для претендента на эту должность является непосредственный опыт открытия новых магазинов. Зарплата такого сотрудника может составлять и 3 тыс. евро, и выше.

Наконец, директора по продажам и маркетингу, работающие в головном офисе сети. Это одна из наиболее высоко оплачиваемых должностей, но она и предполагает умение не только продавать и организовывать продажи, но и продвигать сеть, осуществляя стратегическое руководство, видеть перспективу и понимать и даже предощущать все тенденции рынка.

Именно категорию персонала среднего и высшего звена компании чаще всего перекупают друг у друга.


Прогноз


Как считают специалисты, в настоящий момент говорить об утолении кадрового голода по меньшей мере рано. Рынок развивается, уровень жизни продолжает расти, регионы по количеству торговых площадей догоняют столицы. Спрос на специалистов для работы в розничной торговле будет продолжать расти, и это касается и количества персонала, и его качества. При этом нельзя забывать о демографическом кризисе и о том, что людей на самом деле стало меньше. С другой стороны, трудоспособное население сегодня действительно стремится получать достаточно много, причем сразу же, без этапа естественного роста зарплаты.

– И все же мой прогноз оптимистичен, – говорит Светлана Павлюченко. – Конечно, на все 100% мы никогда не уберем текучесть торгового персонала, все равно люди будут уходить, искать лучшие места и возможности, но, думаю, со временем она снизится: мы мотивируем своих сотрудников, растим внутри компании, тем более что количество магазинов нашей сети растет ежемесячно во всех районах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а это обеспечивает работу рядом с домом, что тоже немаловажно.

Так что кадровики ведут сейчас речь не столько о поиске новых сотрудников, сколько о сохранении уже работающих.

– Мы заинтересованы, чтобы наши сотрудники работали у нас долго и росли внутри компании, – подтверждает Анжелика Викулова. – Так как наши заводы и торговые площадки расположены по всей России, мы можем предложить человеку работать по новой специальности в другом городе. Словом, наша задача не находиться постоянно в поиске, а удержать тот персонал, который уже работает в компании, и предоставить ему возможность карьерного роста.

Как искать и как удерживать персонал – темы следующих статей. В каждой компании, у каждого директора по персоналу есть свои личные наработки и свои личные «фишки» в этом отношении. Анжелика Викулова считает, что, помимо прочего, очень важно понимать, почему же человек решил покинуть место работы.

– С каждым увольняющимся сотрудником я беседую лично, – подчеркивает она. – Это дает возможность выяснить истинные причины ухода, обратить внимание на содержательные причины и снизить риски таких решений для работающих сотрудников. Честное обозначение ситуации позволяет сделать процедуру более комфортной и оставляет у уходящего сотрудника чувство принятия, понимания и достаточного внимания к его личной проблеме. Иногда такая беседа позволяет привести в соответствие взаимные ожидания и сотрудник меняет свое решение.

Содержание 9 номера делового журнала Торговое оборудование. Лучший выбор




События
Санкт-Петербургский городской туристический информационный центр
Информнаука
 





Rambler's Top100 Яндекс цитирования