Поставщики оборудования и услуг | "Практика торговли" | "РесторановедЪ" |
Delinform.ru - интернет-журнал деловой информации для профессионалов торговли и ресторанного бизнеса. На главную страницу
Рейтинг@Mail.ru

Интернет-журнал деловой информации
для ритейлеров, рестораторов и отельеров
Сегодня
14/10/2019
Новости | Издания | Каталог оборудования | Публикации | Мероприятия | Контакты | Retailmagazine.ru| Restoranoved.ru | Напишите нам На главную 



Торговое оборудование. Лучший выбор. Октябрь 2008.
ПРАКТИКА ТОРГОВЛИ / ПЕРСОНАЛ



Персональное дело. Рутина выбора

В befree приглашаются более молодые продавцы, так как это магазин молодежной одежды, в целом же на рынке труда возраст продавца ограничивается лишь его способностью выдерживать 12-часовой рабочий день
В befree приглашаются более молодые продавцы, так как это магазин молодежной одежды, в целом же на рынке труда возраст продавца ограничивается лишь его способностью выдерживать 12-часовой рабочий день
После собеседования претендент отправляется на стажировку в магазин, где ему показывают, что и как нужно делать
После собеседования претендент отправляется на стажировку в магазин, где ему показывают, что и как нужно делать
Продавцами работают в основном студенты, оставаясь в этом качестве в течение примерно трех лет. Потом они идут выше по карьерной лестнице или уходят, чтобы заняться чем-то другим
Продавцами работают в основном студенты, оставаясь в этом качестве в течение примерно трех лет. Потом они идут выше по карьерной лестнице или уходят, чтобы заняться чем-то другим
Продавцы и кассиры нужны всегда. Эта фраза может стать лозунгом директора по персоналу любой розничной сети. Сегодняшняя ситуация на рынке такова, что большинство компаний российского ритейла остро нуждаются в квалифицированных кадрах, причем кадровый дефицит, охвативший розничную торговлю, вынуждает многих работодателей снижать планку требований к соискателям. Парадокс же ситуации в том, что делать этого ни в коем случае нельзя: покупатель уже вполне вкусил преимущества качественного сервиса и в магазин с низким уровнем обслуживания просто не пойдет. В чем же выход?


Кто востребован


– Рынок персонала, к сожалению, стал очень ограниченным, – говорит Екатерина Васильева, руководитель отдела управления персоналом компании «Мэлон Фэшн груп», развивающей сети магазинов одежды befree и ZARINA. – В советское время профессия продавца была востребована, поскольку люди «сидели на дефиците», а в начале 90-х годов, когда производство переживало кризис, идти, кроме как в торговлю, было просто некуда. Сегодня же эта профессия часто является лишь неким промежуточным этапом. Продавцами работают в основном студенты, оставаясь в этом качестве в течение примерно трех лет. Дальше они идут выше по карьерной лестнице или уходят, чтобы заняться чем-то другим.

Ситуация с подбором кассиров остается такой же острой. Из специалистов более высокой квалификации в ритейле всегда требуются сотрудники по закупкам. Сейчас активно развивается сектор DIY (продажа стройматериалов и предметов для декорирования), и специалисты для него тоже в дефиците, поскольку в России формат Do It Yourself развивается не так давно. Кроме того, востребованы, например, категорийные менеджеры, работающие с поставщиками и определяющие ассортимент магазина, IT-специалисты, мерчандайзеры, экономисты, специалисты по организации бизнес-процессов.


Критерии отбора


Всеобщий дефицит персонала привел к снижению требований к соискателям. Сегодня почти никто из работодателей, набирая продавцов и кассиров, не требует наличия опыта работы – именно поэтому эти профессии так любят студенты.

– Каждый месяц мы открываем несколько магазинов и, конечно, постоянно нуждаемся в новых сотрудниках, – рассказывает Светлана Павлюченко, директор по персоналу сети алкогольных супермаркетов «Норман-Нева». – Критерии для отбора продавцов несложные: от 18 лет, чистоплотность, аккуратность, умение общаться. Человек должен быть внимателен к людям, говорить правильно, без сленга. Что касается возраста, то он не ограничен. Но нужно учитывать, что 12-часовой рабочий день для человека, не привыкшего к такой нагрузке, может оказаться тяжелым, и в данном случае не имеет значения, сколько ему лет: молодой по возрасту может оказаться гораздо слабее 40-50-летнего, привыкшего к труду. В наших магазинах, расположенных в Ленинградской области, продавцами чаще всего работают женщины среднего возраста, которые, кстати, очень хорошо справляются со своими обязанностями. С другой стороны, 60-летней уборщице, в должностные обязанности которой входит, например, еще и мытье окон, будет тяжелее справиться с работой, чем 30-летней. Словом, все индивидуально.

– Конечно, в befree мы приглашаем более молодых продавцов, поскольку это магазин молодежной одежды, а ZARINA – брэнд для уже состоявшихся женщин, поэтому сюда могут прийти и люди постарше – до 40 лет, – говорит Екатерина Васильева.

Все это выясняется на собеседовании. После него соискателя отправляют на стажировку непосредственно в магазин. Там ему показывают, как организуется работа, что нужно делать, знакомят с персоналом, объясняют методику продаж, и человек оценивает свои силы и возможности – справится ли?

– Отток достаточно большой, – рассказывает Екатерина Васильева. – Если в течение недели мы получаем до 100 звонков, то записываются на собеседование порядка 40 человек, а приходят около 25. И даже если соискатель прошел собеседование, часто, попав в магазин, человек понимает, что это работа не для него. Мы стараемся направить кандидата в магазин, расположенный недалеко от дома, чтобы ему было удобно ездить. Особенно это касается Москвы: там более серьезно подходят к подбору магазина для каждого сотрудника в отношении удобства проезда.

Опыт же на позиции продавцов и кассиров не требуется потому, что фактически все компании предпочитают сами обучать соискателей, изначально приучая их к своим требованиям.

– Несмотря на «кадровый голод», наши требования к сотрудникам остаются высокими, – подчеркивает Екатерина Васильева. – В магазинах, к примеру, нельзя курить или просто сидеть: даже если нет покупателей, у квалифицированного продавца всегда есть дела – проверить товар, дать информацию о том, чего не хватает, разобрать новые поступления и прочее. Мы заинтересованы, чтобы наши магазины были узнаваемы не только по формату, но и по уровню сервиса, который обеспечивает наш персонал. Мы учитываем личные продажи каждого продавца, кроме того, уровень сервиса определяют независимые консультанты – «таинственные покупатели», – которые видят то, что из центрального офиса не определишь. Результат налицо: и befree, и ZARINA второй год подряд считаются лучшими сетями розничной торговли Санкт-Петербурга – и по обслуживанию покупателей, и по организации работы магазинов.

– Мы также стараемся не снижать уровень требований, – говорит Светлана Павлюченко. – Каждые 4 месяца у нас проводится аттестация персонала, работающего в розничной торговле, – продавцов, товароведов, заведующих. Продавцов аттестуем прежде всего на умение преподнести себя, а также на знание товара, кассы, выкладки товара и прочее. Сотрудников, показавших себя с лучшей стороны, материально стимулируем.

К подбору специалистов среднего звена и топ-менеджеров подход, конечно, несколько иной: здесь требуются более квалифицированные сотрудники, имеющие опыт работы, а также профильное торговое или экономическое образование. Кроме того, работодатели обращают внимание на опыт ведения переговоров: для специалиста по закупкам это вообще является определяющим, ведь успешность его работы зависит от умения выстраивать хорошие отношения с партнерами и поставщиками.


Где искать


– Источники поиска персонала рабочих специальностей стандартны – объявления в СМИ, досках объявлений (при домах, остановках), реклама в метро, ярмарки вакансий и профильные учебные заведения, – объясняет Анжелика Викулова, директор по персоналу региональной дирекции «Вимм-Билль-Данн Северо-Запад и страны Балтии».

Собственно, именно так ищут сотрудников на должности продавцов и кассиров фактически все торговые компании. В агентства по подбору персонала обращаются крайне редко. Кстати, именно в отношении к данному вопросу видна разница между подходом к поиску персонала специалистов наших и западных сетей. Представители западных сетей воспринимают агентства как партнеров, предоставляют им необходимую информацию о своей деятельности и структуре, знакомят с корпоративной культурой компании. В российских компаниях предпочитают справляться с подбором персонала самостоятельно, лишь в крайних случаях срочного поиска обращаясь в агентства.

– В подборе персонала мы тесно сотрудничаем с кадровыми и консалтинговыми агентствами. Большую часть работы делаем сами, там, где это эффективнее, – покупаем услуги, – рассказывает Анжелика Викулова. – И это услуги не только по подбору менеджеров высшего звена. Это может быть, например, аутсорсинг или лизинг – для так называемых поточных специальностей, имеющих высокий уровень текучести. Форму аутстаффинга мы пока не используем, но она тоже возможна.


Новые формы поиска


Аутсорсинг, лизинг и аутстаффинг можно назвать новыми способами решения проблемы персонала, новыми формами поиска. Широко они пока не распространены, хотя, как считают специалисты, будущее именно за ними.

Аутсорсинг – это вывод каких-либо функций за пределы компании. То есть агентство берет на себя исполнение бизнес-процесса целиком, а компания-заказчик оплачивает выполненный заказ. Аутсорсинг в сфере персонала означает не только консультации по вопросам трудового законодательства и кадрового делопроизводства, но и полную разработку кадровой политики компании. На Западе приемом и увольнением сотрудников, расчетом заработной платы – словом, всеми «персональными» функциями вплоть до судебных разбирательств с бывшими сотрудниками – часто занимается агентство-партнер.

Лизинг – долгосрочная аренда персонала, когда изначально сотрудники находятся в штате консалтингового агентства, которое «сдает» их «в аренду» работодателю. Такая услуга пользуется большим спросом в гипермаркетах и на складских терминалах: на условиях аренды приглашается, например, целая бригада грузчиков или комплектовщиков.

При аутстаффинге сотрудники вообще не берутся в штат, числясь в агентстве-партнере, и выполняют конкретную работу для компании-заказчика. Выгода использования аутстаффинга в том, что он позволяет снизить юридические и налоговые риски, а также регулировать численность сотрудников, не увеличивая количество штатного персонала.

Международные корпорации и представительства иностранных компаний, независимо от сферы бизнеса, активно пользуются этими дополнительными услугами консалтинговых агентств. Постепенно о них узнают и наши сети.

Однако привлечь и нанять персонал – это только первый, начальный этап работы кадровой службы предприятия. Второй – организация работы непосредственно в торговых точках. И, наконец, третий – обучение и мотивация сотрудников. В них нужно воспитывать лояльность к компании. Как никакой, даже самый квалифицированный персонал не будет хорошо работать без правильной технологии труда, так и никакая технология не станет успешной, если люди недоброжелательно относятся к руководителю или владельцу магазина. Об этом – в продолжении цикла статей о персонале в следующих номерах.

Содержание 10 номера делового журнала Торговое оборудование. Лучший выбор




События
Санкт-Петербургский городской туристический информационный центр
Информнаука
 





Rambler's Top100 Яндекс цитирования