Современный бизнес. Отель. Март 2007
АВТОМАТИЗАЦИЯ ГОСТИНИЦ
Система автоматизации повышает рентабельность бизнеса

Система автоматизации повышает рентабельность бизнеса

Гостиничный бизнес автоматизируется комплексно: чаще всего к основной автоматической системе управления (АСУ, или фронт-офису) присоединяется еще целый ряд систем. Автоматизировать необходимо как большие, так и малые отели. АСУ обязательна в любой гостинице - это ядро, где аккумулируются все данные, вся информация о гостях.

Что же главное?

- В современных условиях развития гостиничного бизнеса, - говорит Дмитрий Кантер, директор по продажам и маркетингу компании LIBRA INTERNATIONAL, - процесс выбора системы управления для отеля перестает быть простым сравнением вариантов. Для большинства компаний цена уже не является определяющим фактором. Главное - функциональность системы.

- На рубеже девяностых, когда гостиничный бизнес переживал этап реформирования и становления, - продолжает Антон Матвеев, менеджер по работе с ключевыми клиентами той же компании, - работал простой принцип: "если ты не знаешь, куда идешь, то любая дорога тебя туда приведет". Сейчас же система управления гостиницей призвана обеспечить не только стратегическое планирование, но и помочь гостинице в выборе методов достижения поставленных целей. Ошибка в выборе системы может стоить очень дорого. Понизится и качество сервиса в отеле, и в целом существенно снизится рентабельность бизнеса.

- Для руководителя гостиницы АСУ наиболее важна, - подчеркивает Сергей Гордиенко, руководитель отдела продаж департамента гостиничных систем компании "Рексофт", - ее нужно выбрать в первую очередь.

- На начальном этапе в любой гостинице, вне зависимости от ее размера или количества звезд, должны присутствовать следующие программы: система контроля доступа, системы тарификации телефонии, ресторанная система с функциями складского учета, - объясняет Глеб Возьмилов, консультант ООО "Хойст Хоспитэлити Груп". - Следующий этап - это установка автоматизированной системы управления, интерактивного телевидения, организация доступа в Интернет для гостей. Дальнейшие установки зависят от желания и финансовых возможностей отельера: системы контроля рабочего времени персонала, управление персоналом через компьютерную сеть и мобильные терминалы, системы управления инженерными сооружениями (кондиционирование, электричество, вода) и прочее.

- Главное - рассматривать задачу автоматизации в комплексе: ведь в гостинице автоматизируется не только служба приема и размещения, но и развлекательная зона (рестораны, бары, кафе, боулинги и т. п.), и частично автоматизации подвергается служба безопасности (установка системы контроля доступа). Для всех сегодня актуальна тарификация телефонных переговоров и интернет-трафика, клиенты отеля часто предпочитают бронировать номера гостиницы через Интернет и т. д. Поэтому надо рассматривать не просто функционал АСУ, возможность этой системы интегрироваться с другими смежными системами и, главное, возможность компании-поставщика реализовать необходимую интеграцию и запустить комплекс целиком, как модно сейчас говорить, "под ключ", - подчеркивает Сергей Гордиенко, руководитель отдела продаж департамента гостиничных систем компании "Рексофт".

Как показывает практика, вопросами выбора систем обычно занимается отдел IT, что, собственно, правильно. Основная задача -сравнить функциональность продуктов, разобраться в технических требованиях к системам, понять работу интерфейсов. Но последнее слово, конечно, за руководителем предприятия, и здесь, как мне кажется, необходимо дополнительно владеть информацией о компании-поставщике, списке уже существующих клиентов, собрать отзывы о работе систем и об уровне оказания технического сопровождения поставляемого программного обеспечения. И тогда все факторы дадут возможность принять наиболее правильное решение.

Системы автоматизации на российском рынке

С одной стороны, подобные системы достаточно широко представлены у нас, но с другой, по-настоящему активных, конкурентоспособных немного.

В целом все системы, присутствующие на российском рынке, можно разделить на три сегмента: высшей ценовой категории, средней и низкой. Они существенно различаются по стоимости - от нескольких тысяч долларов до десятков тысяч.

Самая распространенная и популярная во всем мире - американская система высшей ценовой категории Fidelio. Она насчитывает тысячи установок, все мировые гостиничные сети автоматизируются именно ею.

- HRS является эксклюзивным дистрибьютором корпорации MICROS-FIDELIO, ведущего разработчика интеллектуальных решений для автоматизации деятельности гостиниц и ресторанов на мировом рынке, партнерами которого стали более 20 000 гостиниц во всем мире, - говорит Олег Кудрин, коммерческий директор компании HRS. - Решения, предлагаемые компанией MICROS-FIDELIO, стали корпоративным стандартом для большинства ведущих гостиничных операторов во всем мире. Количество установок системы Micros ресторанах, гостиницах, мотелях, казино и развлекательных комплексах превысило 200 000 в более чем 147 странах.

С 1991 года компания HRS успешно осуществила более 270 установок более чем в 75 городах в России, странах СНГ и странах Балтии.

В среднем ценовом сегменте рынка - "Эдельвейс" (компания "Рексофт"), "Отель-3" (компания "Интеротель") и американская EPITOM (компания LIBRA INTERNATIONAL). К ним приближается компания HOIST, предлагающая систему управления гостиницей HotSoft.

Среди систем низкого ценового уровня на нашем рынке нет ни одной зарубежной разработки - только российские. Так, компания "Синимекс" разработала собственную - "Синимекс:Гостиница", построенную на базе "1С:Предприятие". Она позволяет принимать гостей, селить-выселять, производить их расчет. И для бухгалтера она действительно очень понятна. Но нужно учитывать, что с ней будет работать простой портье, который, возможно, не сразу во всем разберется. Тем не менее, эта система работает, ее покупают, по большому счету, именно из-за низкой цены.

Есть несколько компаний, которые пытаются выйти в сегмент средней ценовой категории, - к примеру, система "КейОтель", для работы с которой достаточно просто запустить Интернет Explorer.

Системные плюсы и… некоторые минусы

Рассмотрим несколько из вышеперечисленных систем.

Компания "ИнтерОтель" продвигает одноименную комплексную систему автоматизации гостиниц. Это полностью российская разработка, и компания предлагает автоматизировать своими системами все гостиничные службы, что, с одной стороны, удобно, с другой - не очень: у заказчика нет свободы выбора, т. к. эта система фактически не стыкуется со смежными системами, и он будет вынужден поставить все составляющие от "ИнтерОтеля".

- Система HotSoft осуществляет комплексную автоматизацию управления гостиницей и поддерживает связь с другими системами, такими как АТС, интерактивное ТВ, ресторанные системы, бухгалтерские программы и многие другие, - рассказывает Глеб Возьмилов. - Особенностью АСУ HotSoft является то, что она была разработана специально для отелей с централизованной структурой управления. Это означает, что при наличии соответствующих прав каждый пользователь системы может получить доступ ко всем отделам гостиницы. Эта особенность выделяет систему HotSoft из ряда других АСУ, построенных по структуре департаментов, где каждый департамент гостиницы выделен в отдельный модуль, иногда полностью независимый от основной системы. Систему HotSoft отличает легкость в настройке и управлении.

- Наша система "Эдельвейс/Medallion" изначально разрабатывалась российскими разработчиками, но постановщиками задачи выступали менеджеры швейцарской цепочки отелей, которая и стала первым клиентом компании "Рексофт" в 1996 году, - говорит Сергей Гордиенко. - Сегодня наша система насчитывает более 1000 инсталляций в 30 странах мира, 120 из которых приходится на Россию. Благодаря западно-российскому сочетанию на этапе первоначальной разработки система получилась очень гибкой в настройках, дружелюбной в интерфейсной части, простой в настройках и использовании. Вторая особенность системы "Эдельвейс" - ее открытость для интеграции с любыми смежными системами. Существующие 70 интерфейсов говорят сами за себя.

Мы проводим всестороннее обследование объекта, накопили огромный опыт по внедрению всех систем и, в зависимости от уровня звездности, можем предлагать управляющему отелем то решение, которое необходимо именно ему. Кроме того, большой штат технических специалистов позволяет нам не просто автоматизировать фронт-офис и ресторан, но провести технический консалтинг: мы рекомендуем, как построить компьютерные сети, можем провести ревизию текущего технического состояния гостиницы, ревизию телефонной станции, сетей передачи данных, телевизионных сетей, поставить систему интерактивного телевидения.

Сегодня для руководителя гостиницы выбор системы автоматизации можно считать важнейшим делом, поскольку она призвана решать задачи по управлению отелем. Система оптимизирует работу всех служб, выстраивает бизнес-процессы, дает возможность видеть четкую аналитическую структуру доходов, а также получать коммерческую и маркетинговую информацию.

В следующих номерах нашего журнала мы продолжим разговор об автоматизации отеля.

Подготовила Светлана Куликова
kulikova@torg.spb.ru


Содержание номера журнала (март 2007 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100