Современный бизнес. Отель. Март 2007
СЛУЖБЫ ОТЕЛЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ
Контроль доступа и удобство гостей вполне совместимы

Контроль доступа и удобство гостей вполне совместимы

Современную гостиницу невозможно представить без оборудованной системы безопасности. Эта система включает в себя несколько компонентов. Это и люди (служба охраны), и электронные замки в номерах и других помещениях, и сейфы, которыми могут пользоваться гости отеля. Система контроля доступа (СКД) - это основной элемент системы безопасности. Информация о том, кто, кому, когда создал ключи и как ими пользовались, позволяет избежать несправедливых претензий гостей на пропажи в номерах, помогает при расследовании действительных случаев воровства, защищает персонал, оптимизирует рабочий процесс.

Парадокс гостиничной СКД

- Гостиничный контроль доступа сам по себе парадоксален, - говорит Сергей Гордиенко, руководитель отдела продаж департамента гостиничных систем компании "Рексофт", - потому что пребывание в гостинице должно позволять гостям быть максимально свободными, а контроль доступа ограничивает передвижения.

- Главный принцип гостиничных систем безопасности в том, что она не должна осуществляться в ущерб комфорту гостей, - подтверждает Максим Казаков, менеджер по продвижению товара компании "Лаверна". - Именно поэтому гостиничные СКД, как правило, в корне отличаются от "обычных", применяемых в офисах и на предприятиях.

На российском рынке представлено очень много СКД. Предпочтительнее работать исключительно с гостиничными специализированными системами, которые создают баланс между безопасностью и удобством пользователя.

Что такое система контроля доступа

- СКД - это сложные и многоплановые системы безопасности, - объясняет Максим Казаков, - основной целью которых является предотвращение несанкционированного проникновения в контролируемое помещение лиц, не наделенных соответствующими правами, и обеспечение беспрепятственного прохода лицам, допущенным к пребыванию на контролируемой территории.

Система контроля доступа должна иметь следующие характеристики:
- идентификация пользователей (система должна распознавать пользователей, пытающихся открыть дверь);
- разграничение доступа в соответствии с временными зонами (возможность разграничения доступа пользователей в соответствии с запрограммированными временными зонами - в определенные дни и часы);
- регистрация открываний (сохранение всей информации об открываниях дверей, чтобы всегда можно было узнать, кто открывал дверь и в какое время);
- отмена потерянных и украденных карточек/ключей (при потере или краже карточки/ключа - возможность быстрой и легкой отмены действия карточки/ключа без ущерба для других пользователей и безопасности системы);
- гибкость (возможность беспрепятственного изменения плана закрытия).

- По принципу управления СКД делятся на две категории: on-line (сетевые) и off-line (автономные) системы, - рассказывает Сергей Гордиенко. - Различаются они тем, что в on-line системах все замки связаны между собой через центральный пункт, а в off-line они обособлены.

- В автономных системах все составляющие (замок, блок управления, элементы питания) находятся непосредственно в электронном замке, - продолжает Максим Казаков. - Информация о разрешающих доступ кодах содержится в блоке управления и не изменяется до момента его перепрограммирования.

Преимуществом таких систем является их дешевизна и относительная простота установки, не требующая проведения сложных монтажных работ, прокладки сетевых линий и т. д. К недостаткам следует отнести невозможность внесения изменений в конфигурацию системы с удаленного рабочего места.

Сетевые системы управляются компьютером в режиме реального времени, что позволяет гибко и оперативно изменять систему допуска. Но установка сетевых СКД требует значительных инвестиций, высокой квалификации исполнителей, технически сложна и сопровождается значительным объемом монтажных работ. Эксплуатация сетевых СКД также является источником постоянных затрат.

Что входит в СКД

Система контроля доступом сегодня - это программно-аппаратный комплекс, включающий в себя контроллеры СКД, управляемые замки, считыватели, компьютеры, программное обеспечение и сами носители - карты, которым приписан определенный уровень доступа.

Контроллер - электронный прибор, где хранится информация о конфигурации, режимах работы системы, перечень лиц, имеющих право доступа на объект, уровень их полномочий. Считыватели, подключаемые к контроллеру, извлекают информацию с личного идентификатора пользователя и передают ее контроллеру, который принимает решение, пропускать ли пользователя в помещение. Карты (идентификаторы) могут быть различных видов - магнитные, штриховые (менее распространенные), смарт- или проксимити-карты (электронные) и другие.

Если гость потерял карточку в off-line системе, на замок никак нельзя передать информацию об этом централизованно и максимально быстро. Можно только выпустить новую карточку с повышенным приоритетом, при предъявлении которой старая карта заблокируется. Но на это требуется гораздо больше времени, чем заблокировать потерянную карточку в системе on-line: там это делается буквально нажатием одной кнопки (как только становится известно о потере). Кроме того, каждый замок имеет сообщение с центральным пультом, если кто-то попытается воспользоваться старой карточкой, замок не откроется и тут же сообщит на пульт о попытке проникновения в номер.

Иногда on-line системы ставят частично - только в рекреационные зоны или входы на этажи. Это тоже достаточно удобно.

Наличие считывателей на контрольных точках позволяет передавать информацию с помощью карточки всем замкам: при ее предъявлении каждый замок на этаже узнает, какая карта утеряна. СКД с картами-носителями (ключами), кроме того, является и платежным средством для единого расчетного пространства внутри отеля.

- И хотя on-line системы существуют достаточно давно, - продолжает Сергей Гордиенко, - они пока фактически все же не используются в гостиницах. Отели выбирают off-line системы, где замок - это отдельное устройство, которое работает от батареи. Такие системы могут работать с различными носителями, но наиболее распространены магнитные карты, потому что они дешевле. Очень часто карточки уносятся гостями, и если, к примеру, проксимити-карты стоят порядка 2 евро, то магнитные - около 10 центов. Гостиницы часто заказывают на них свою полиграфию - рекламный материал - и отдают карту гостю как свою визитку.

Основные производители

- Оn-line системы на территории России до недавнего времени были представлены маркой - Messerschmitt AG, но большого распространения они не получили, - говорит Сергей Гордиенко. - Этот рынок развивается, и в настоящий момент многие производители начинают предлагать решения для on-line систем. На российском рынке нишу on-line СКД первой заняла компания "Смарт Секьюрити" - эксклюзивный дистрибьютор в России систем SALTO (электронные замки для гостиниц и офисов, Испания). Есть и наша вполне конкурентоспособная система - "Сторк". Это петербургская разработка, установленная в нескольких гостиницах.

Off-line системы в настоящий момент на российском рынке активно продвигают несколько компаний. Компания NORWEQ поставляет норвежские замки VingCard. Это замки высшего ценового диапазона, они надежны, долговечны, и наибольшее количество гостиниц оснащено именно ими. Оборудует отели своими замками испанская компания TESA, на российском рынке представлена также итальянская компания CISA.

- Компания "Лаверна" как эксклюзивный поставщик электронных замков Inhova производства компании TESA (TALLERES DE ESCORIAZA S. A., Испания), - рассказывает Максим Казаков, - является одним из лидеров в поставке электронных систем контроля доступа для гостиниц. Мы предлагаем комплексный план доступа для отеля.

За чем же будущее?

- Магнитные карты появились несколько десятков лет назад, и уже заметно, как эта технология сдает позиции, - говорит Сергей Гордиенко. - Перспективным направлением может оказаться работа с RFID-датчиками. Спектр применения у этих датчиков огромен. Они дешевы, их считыватели могут работать с большого расстояния. В магазинах "Cash&Carry" в Германии, например, ими оборудована каждая коробка, а на тележках поставлены небольшие дисплеи. Покупатель, ставя товар на тележку, на дисплее сразу же видит, что именно он взял и на какую сумму. Почему бы такой датчик не поставить, к примеру, на мобильный телефон? Он сам по себе не активен, но несет код, который можно будет считать и при заселении в гостиницу присвоить, предположим, замку. Тогда гостю, подходящему к двери, даже не нужно будет доставать ключ - дверь сама автоматически откроется. Вполне допустимо также, что передача информации между замками и центральным пультом будет осуществляться с использованием технологии беспроводной передачи данных.

Однако только установка системы контроля доступа не решает проблему безопасности гостиницы полностью: она должна решаться комплексно. Кроме СКД, должны быть установлены системы управления (фронт-офис), видеонаблюдения, охраны и другое. Об этом - в следующих номерах журнала.

Системы контроля доступа (СКД) предполагают:
- выписку гостевых карт-ключей с автоматизированного рабочего места портье (минуя повторный ввод);
- выписку карт на группу;
- предварительную выписку карт;
- выписку карт гостям в одном номере;
- использование ключа-карты гостя в системе внутреннего кредита;
- контроль доступа в общие комнаты: конференц-залы, сауну, фитнес и т. д.;
- построение СКД на базе любых носителей;
- возможность построения СКД on-line;
- полный контроль за действиями персонала и событиями в системе: выписка служебных карт горничных и персонала отеля; авторизация доступа к выдаче ключей-карт; журнал по выдаче карт и всех событий комплекса управления; список событий (проходов) в памяти замка с полной детализацией;
- оборудование сейфов и мини-баров.

Подготовила Светлана Куликова
kulikova@torg.spb.ru
Фото Яны Романовой и компании "Лаверна"


Содержание номера журнала (март 2007 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100