Современный бизнес. Отель. Май 2007
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС
Малая гостиница в мире большого бизнеса.

Малая гостиница в мире большого бизнеса

Четкого определения, что такое малая гостиница или мини-отель, сегодня нет. Это одна из задач, которую еще предстоит решить официальным лицам. Но количество самих мини-отелей растет с каждым годом.

Если мы сейчас вспомним 70-е годы, то каждое лето в Ленинграде гостило 3-3,5 млн. человек. Это та цифра, к которой мы сегодня стремимся.

Несколько лет назад в Санкт-Петербурге появилась Ассоциация малых гостиниц, объединяющая сейчас 40 предприятий и являющаяся членом Российской гостиничной ассоциации, а также Международной федерации отельеров. Ее вице-президент Владимир Васильев рассказывает о тенденциях развития современного рынка малых гостиниц.

- На петербургском рынке мы работаем уже 4-й год. Наша организация демократичная: стать ее членом может любой малый отель, единственное требование - бизнес должен быть легальным, юридически прозрачным. Отели мы подразделяем по количеству номеров. Помимо них, существуют хостелы, решающие задачи молодежного туризма. Они распространены на Западе, но и у нас начинают появляться. И все это вместе обозначается понятием «малые средства размещения», потому что независимо от своего юридического статуса, гостевой ли это дом, меблированные комнаты, апарт-отель или традиционная гостиница, они совместно решают общую задачу размещения разных категорий граждан с разными требованиями.

- Владимир Александрович, сколько всего малых гостиниц сегодня в Санкт-Петербурге?

- Ориентировочно, включая гостиницы Ленинградской области, сегодня у нас порядка 500 всех видов малых средств размещения. Точнее сказать трудно: процесс идет, постоянно открываются новые отели, они регистрируются, но статистику никто не ведет. Рост значительный: в начале 90-х годов у нас работало около 20 гостиниц.

- И этот рост продолжается?

- Да, особенно это было заметно в 2003 году: юбилей города, на который приехало множество гостей, явился хорошим стимулом. По статистике, к этому времени общее количество мест во всех наших гостиницах - и малых, и крупных - составляло 17,5 тысячи. Из этого количества Ассоциация располагала 1,2 тыс. мест, а общее количество в малых отелях составляло в то время порядка 5 тыс. мест. Сегодня рост продолжается, и мы считаем, что количество мест сейчас увеличилось примерно на 60% и будет продолжать расти. Город, конечно, вносит свои коррективы, и, по плану администрации, отраженному в «Программе размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге», до 2010 года в Петербурге должно быть построено 150 средних и крупных гостиниц с общим количеством мест порядка 10 тыс. Малые гостиницы в этой программе не обозначены. Но при существующем уровне развития среднего и малого гостиничного бизнеса в Петербурге к 2010 году мы также будем иметь 10-12 тыс. мест размещения.

- И тогда гостиничная индустрия Северной столицы будет выведена на среднеевропейский уровень по количеству мест на 1 тысячу человек?

- В Санкт-Петербурге сегодня на 1 тыс. человек приходится 7,2 гостиничных места. Амстердам имеет 34,5 гостиничных места на 1 тыс. человек. Но тенденция к росту в крупных гостиничных и туристических центрах на Западе определяется прежде всего развитой городской инфраструктурой и развитым въездным туризмом. Поэтому накладывать кальку напрямую неправильно, и слепо увеличивать количество гостиничных мест, чтобы было «как в Амстердаме», нельзя: это увеличение не повлечет за собой туристов. В целом 60% гостиниц в европейских странах и Америке являются крупными, 40% занимает средний и малый гостиничный бизнес. Считается, что это наиболее разумная пропорция, удовлетворяющая запросы всех категорий гостей. У нас, в Санкт-Петербурге, эта пропорция сегодня также наблюдается.

- То есть глобализация не страшна, крупные гостиницы не вытеснят малые?

- Крупные гостиницы решают крупные вопросы, проблему конгрессного туризма - мы им не конкуренты в данном случае. Но ни один флот не состоит только из линейных кораблей и броненосцев - у него обязательно должны быть суда сопровождения. Так же и туристический бизнес: флагманы - крупные гостиницы, решают глобальные проблемы, но часть проблем должны решать корабли сопровождения - малые отели. Не всем по душе единообразие крупных сетевых проектов. Да, есть люди, которым хочется, куда бы они ни поехали, видеть одно и то же. Но гораздо больше других, тех, кто стремится к разнообразию в условиях проживания, в отношении к себе. Поэтому европейская тенденция сегодня - высококлассные малые гостиницы, где люди могут получить своеобразный, несетевой дизайн, высокий уровень сервиса, большое количество предлагаемых услуг, а также индивидуальный подход, когда человек понимает, что здесь ждут именно его, знают его вкусы, привычки, потребности... Сегодняшняя западная тенденция - люди приезжают в отель в своем же городе, когда у них семейные неурядицы. Они хотят живого общения, чтобы с ними поговорили, расспросили о делах и т. д. И здесь - ниша малых отелей.

- Владимир Александрович, если говорить о клиенте малой гостиницы, то каков он?

- Клиентура в последние десятилетия очень меняется. Многие сейчас хотят получить самое интересное и самое хорошее за реальные деньги. И любому отелю, а малому - в первую очередь, нужно ориентироваться именно на эту категорию гостей. Эти люди готовы платить деньги за конкретные качественные услуги. Исходя из этого мы и рассматриваем потребность людей в разных видах гостиниц. В настоящее время 40% европейских отелей - малые. И у нас тенденция такая же.

- Где они имеют наибольшее распространение?

- Очень большое количество малых отелей в Краснодарском крае - в Сочи. В Санкт-Петербурге. В Москве - на порядок меньше, и в связи с дефицитом гостиничных мест из-за ликвидации нескольких крупных гостиниц группа малых отелей сегодня получает там поддержку, в том числе и финансовую, со стороны городских властей.

- Какова средняя стоимость проживания в малой гостинице?

- Стоимость проживания в стандартном двухместном номере в малой гостинице, позиционирующей себя на уровне эконом-класса, составляет от 1,5 до 2 тыс. руб., включая завтрак. Стоимость такого же номера в гостинице 3* и выше начинается от 100-200 евро. Опять же, существует понятие сезонности. Иногда сезонов насчитывается три: высокие красный (летний) и синий (зимний) и низкий белый. Иногда два: красный и белый. Но в любом случае сезоны корректируют цены, и в самые «горячие» месяцы цена возрастает. Но это же рынок!

- А можно сопоставить наши цены гостиничных номеров с западными?

- Знаете, заявления, что у нас слишком высокие цены на гостиничные номера, отчасти несправедливы. Это касается всего пакета туристических услуг. 60 евро - очень невысокая цена для европейских гостиниц. Небольшие отели на Западе в целом не опускают цены ниже 70 евро. Но начнем с того, что если говорить о внутреннем туризме, который у нас пока недостаточно развит, то он основан прежде всего на платежеспособности населения. Там, на Западе, другой уровень заработной платы. К примеру, в Дании минимальная заработная плата составляет 2,5 тыс. евро. И западные менеджеры говорят о том, что поток их клиентов находится на верхнем пределе, и там уже невозможно развивать отельный бизнес, исходя из дополнительного роста клиентов, - его не будет. Поэтому их экономический потенциал направлен на систему экономии.

- Считают затраты?

- Каждый день! Поэтому горничная приглашается на почасовую работу (взять ее в штат - платить как минимум 2,5 тыс. евро), официанты - так же. На Западе в ресторанах активно пользуются газовыми баллонами и плитами, это очень рационально, поскольку электроэнергия слишком дорогая. Для любой европейской фирмы 10-15% прибыли - это высокий показатель, за счет которого они выживают. Мы сегодня на нем жить не можем, потому что затратная часть очень высока.

- А внутренний туризм у нас еще очень далек от западного?

- 80% французов, 79% американцев отдыхают у себя в стране. И если мы сейчас вспомним 70-е годы, то каждое лето в Ленинграде гостило 3-3,5 млн. человек. Это та цифра, к которой мы сегодня стремимся. И для таких туристов должны быть в первую очередь гостиницы эконом-класса. И цены в них будут зависеть от качества предлагаемых услуг и, конечно, от позиции наших властей - как они будут помогать развиваться туристической отрасли и всей индустрии гостеприимства.

- Наше законодательство в этом отношении еще очень несовершенно?

- С точки зрения сегодняшнего законодательства, гостиница может официально называться гостиницей лишь тогда, когда она находится в нежилом фонде. Это обязательное требование. Хотя мы говорим о том, что гостиница относится к жилому фонду специального назначения. Это противоречие существует, и будет ли оно разрешено, сейчас ответить трудно. Сегодня деятельность отелей регулируют 26 различных законов и постановлений, и наша общая перспективная задача - привести их в единую систему. Нужно создать единый свод норм, правил и законов, которые бы регулировали существование любой малой гостиницы и в результате упростили бы его. Это, конечно, облегчило бы бизнес, потому что сегодня очень много сложностей. Но нам, Ассоциации малых гостиниц, в одиночку решить такую задачу не по силам: мы рассчитываем, что к работе подключится и Российская гостиничная ассоциация. Наша организация видит свое назначение и в осуществлении контакта с городской администрацией. Мы выступили инициаторами создания Координационного совета по малому гостиничному бизнесу при профильном комитете. Мы должны помогать городу решать вопросы, касающиеся гостиничного бизнеса и, с другой стороны, помогать представителям малых гостиниц направлять свой бизнес в нужное русло. Пока малому бизнесу уделяется недостаточное внимание, и тенденция роста малого гостиничного бизнеса может быть в любой момент приостановлена. Но сегодня интерес к нам со стороны Управления по туризму есть, нам оказывается реальная помощь, и мы хотим этот контакт сделать постоянным и - на уровне Координационного совета - живым и действенным.

Светлана Куликова
kulikova@torg.spb.ru
Фото Яны Романовой


Содержание номера журнала (май 2007 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100

Перепечатка и использование материалов журнала "Современный бизнес. Отель" разрешена только с указанием автора статьи, с активной ссылкой на сайт Delinform.ru и с предварительного согласия редакции.