Современный бизнес. Отель. Сентябрь 2007
ФОРМУЛА УСПЕХА
Алексей Мусакин: «Меня назначили отельером!»
В этом году Алексей Мусакин стал директором петербургского филиала Российской гостиничной ассоциации
Отель «Shelfort»
Отель «Shelfort» на Васильевском острове Алексей Мусакин открыл 7 лет назад
Алексей Мусакин
Алексей Мусакин: «Малый отель может развивать только человек, которому это нравится»

Алексей Мусакин: «Меня назначили отельером!»

Этот стройный молодой человек с мягким внимательным взглядом располагает к себе с первой минуты разговора, и постепенно ты начинаешь понимать, почему, несмотря на молодость, он является одним из самых известных отельеров Санкт-Петербурга. Алексей Мусакин обладает уникальной способностью собирать вокруг себя единомышленников. Он является генеральным директором малого отеля «Shelfort» на Васильевском острове, еще 2 отеля находятся у него в консалт-управлении. При этом Алексей - сопредседатель Клуба отелей «The Hotels Club», в его ведении - Центр развития малых отелей, а 3 месяца назад он стал директором петербургского филиала Российской гостиничной ассоциации. Сфера деятельности Мусакина широка, он многое успел сделать для петербургского гостиничного бизнеса, хотя занимается им сравнительно недавно - всего 7 лет.

Отель бизнес-класса раскрутить, конечно, можно, потому что всегда есть возможность стать лучше, чем уже действующие, но для этого нужно будет потратить больше усилий. А вот рынок эконом-класса, я считаю, вообще свободен.

- Алексей, чем отличается Клуб отелей «The Hotels Club» от остальных городских гостиничных объединений?

- В Клуб входит 20 отелей, пока все малые, но объединяются они не по своей величине, а, скорее, по уровню сервиса. Это гостиницы бизнес-класса и, предположим, хостел с туалетами в коридоре не может стать членом Клуба. Наш принцип - совместное продвижение всех отелей: чтобы в любом из них можно было жить гостям нашей целевой группы. И если некий мистер Джон приехал в «Shelfort», а мест здесь нет, его направят в любой другой отель Клуба, и там будет не хуже: он не может ехать из гостиницы одного уровня в ту, что уровнем ниже.

- Как можно стать членом «The Hotels Club»?

- Только пройдя аудит и подтверждая его каждый год. Один отель у нас прошел первый аудит с некоторыми замечаниями, год был членом Клуба, а второй аудит пройти не смог. Мы дали ему шанс, предоставили еще месяц на выполнение наших условий, он не смог их выполнить и был исключен из членов Клуба.

- Кто проводит аудит?

- В этом году - старшие администраторы наших отелей. При этом управляющие отелей знают, в какой примерно период он проводится, но кто и где будет это делать, не знают. Сейчас у нас будет проводиться уже третий аудит - для всех, включая инициаторов.

- А что такое Центр развития малых отелей?

- Это отдельная коммерческая организация. Мы проводим консалтинг: организуем семинары, помогаем строить отели, пишем бизнес-планы, подбираем персонал и т. д.

- В этом году вышла ваша книга «Малый отель: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим». Неужели преуспеть в этом бизнесе можно даже сейчас, когда рынок фактически уже занят?

- Заняты определенные сектора. К примеру, отель бизнес-класса раскрутить, конечно, можно, потому что всегда есть возможность стать лучше, чем уже действующие, но для этого нужно будет потратить больше усилий. А вот рынок эконом-класса, я считаю, вообще свободен.

- Но выгоден ли он?

- А почему нет? Давайте посмотрим. Все считают: у меня есть квадратный метр, он стоит некую сумму. Отделка отеля бизнес-класса будет стоить, предположим, на 30% дороже, чем отеля эконом-класса. А ценник-то можно поднять в 2 раза выше! Значит, отель бизнес-класса выгоднее. На первый взгляд, действительно, все просто. Только про заполняемость забыли. Потому что гостиницу эконом-класса можно заполнить на 85-90, а иногда и на 100% (смотря в каком месте она построена), а бизнес-класс на 85% заполнить нереально. Среднегодовая заполняемость хороших малых отелей этого уровня - максимум 78%, это очень высокий процент. Кроме того, у отеля эконом-класса меньше конкурентов, управляющему проще найти клиентов: он заключил договора с близлежащими предприятиями, и они ему «поставляют» командировочных.

- То есть наконец-то становится выгодно развивать отель с доступными ценами?

- Это всегда было выгодно, просто люди, которые имели деньги и открывали гостиницу, с одной стороны, как бизнес, но с другой - как хобби, хотели, «чтобы было красиво». А куда пригласить друзей, если у тебя отель эконом-класса? Камин же там не построишь.

- Алексей, кому бы вы сегодня посоветовали заняться гостиничным бизнесом? И с чего начать?

- Тому, кто не рассматривает этот бизнес как один из очередных инвестиционных проектов. Сейчас рентабельность отелей все же падает: сказывается конкуренция, затраты растут, а цены выше уже не поднять. Вот тому, кто рассматривает этот бизнес как семейный, на долгие годы, стоит сюда идти. Если это отель на 10-15-20 номеров, брать управляющую компанию не имеет смысла. Им нужно заниматься самому. А малый отель может развивать только человек, которому это нравится: гость придет сюда только тогда, когда поймет, что здесь его любят и уважают. Вот в большом отеле нужно быть просто суперпрофессионалом и вовсе не обязательно - радушным человеком. Даже наоборот, лучше быть жестким профессионалом. Построить отель как завод - и он будет идеально работать. В малой гостинице что-то может быть даже непрофессионально, но гости это простят и поймут, если здесь их любят и ждут. Иначе в малый отель никто бы не поехал, потому что в крупном инфраструктура лучше: и спортивные занятия, и питание - все, что пожелаете. В малые едут в гости.

- И с чего нужно начать человеку, который решил открыть отель «для души»? С определения, что он сам хочет видеть, что ему интересно?

- С этого как раз все и начинают. Но определить прежде всего нужно другое: важно понять, для кого он будет строить отель? Я имею в виду - с точки зрения клиентов. Кто здесь будет жить? Бывает так, что человек строит красивый отель, подобный тому, который он видел где-то в Испании или во Франции, а потом удивляется: а почему же клиентов-то нет? Так они и не приедут! Если вы сделали курортный пол из кафеля в петербургском номере (а было и такое!), то кто же сюда поедет?

Есть еще и ограничение места: где именно будет построен отель? В каком здании, на какой площадке, в каком районе города? Вокруг этого места нужно сначала искать целевую группу, а уже потом формировать тип отеля, каким он будет: городским, центром отдыха, чем-то еще? В Петербурге был один отель, который упорно позиционировал себя как городская гостиница, находясь при этом на краю города, в парковой зоне. Когда его владельцы все же изменили позиционирование на центр отдыха, заполняемость выросла на десяток процентов.

- Алексей, а с чего начинали вы?

- С того, что директор банка, в котором я работал (и был начальником управления стратегического планирования), вызвал меня и сказал: «Мы собрались строить маленький, на 6 номеров, отель, составь бизнес-план». А я в гостиницах до этого был только в качестве постояльца.

- То есть отельером стали случайно, фактически вас назначили?

- Да. На самом деле я не так долго занимаюсь гостиничным бизнесом. Когда мы открывали 7 лет назад «Шелфорд», в городе было всего 25 малых отелей, даже законодательство тогда еще не определилось на наш счет. И поскольку мы с коллегами, которые тоже в то время строили свои отели, прошли все буквально с нуля, считаемся теперь эдакими гуру гостиничного бизнеса, хотя по годам это не так много.

- Сейчас открыть гостиницу уже сложнее?

- Построить ее при наличии денег несложно, а вот сделать рентабельной - сложнее. Когда мы открывались, на Васильевском острове было всего 2 отеля. Сейчас их 12. И все одного класса! А приезжают сюда, за исключением периода белых ночей, одни и те же люди. И чтобы удержать их у себя, чтобы они не выбрали другой отель, нам нужно что-то придумывать! Вот когда человек будет переживать, что у него сегодня полузаполненный отель, не спать ночами, думать, почему все так складывается, тогда отель заполнится. Опять же, я говорю о малых гостиницах - у больших другой принцип.

- Здесь еще можно что-то придумать?

- Можно. Сегодня начинают успешно работать арт-отели, привлекающие музыкантов, артистов, режиссеров, художников. Это их целевая группа. Конечно, туда приезжают и бизнесмены, но в данном случае это не основная категория гостей. Арт-отели являются для России новым направлением.

- Алексей, в этом году вы стали директором петербургского филиала Российской гостиничной ассоциации. Вышли на другой уровень, но от продвижения малых отелей не отказываетесь?

- Нет, конечно. Из 20 членов нашего филиала РГА около половины - именно малые отели. И то, что мы сейчас под эгидой РГА, мне представляется большим преимуществом: теперь мы на более серьезном уровне можем решать вопросы и строить свои отношения с властью. Благодаря РГА мы стали соорганизаторами выставки «INWETEX». Еще один плюс - то, что теперь к нам может приходить большее количество отелей, в том числе тех, которые не могли попасть в Клуб. Принцип членства в РГА простой: внесение суммы взноса. В скором времени будет запущен сайт нашего филиала, который мы планируем сделать рабочим. Здесь мы, к примеру, представим базу учащихся профильных учебных заведений. Ведь отелям нужны не просто выпускники, но люди, которые уже что-то умеют на практике. И в базе будут отражены все достижения конкретных учащихся: где они были на практике, как себя показали, какие отзывы получили и т. д.


Гостиницы - это уже третье направление деятельности активного отельера Алексея Мусакина. До этого он был инженером, потом перешел в банковскую сферу.

- Пока мне нравится гостиничный бизнес, - говорит Мусакин. - Здесь я по-настоящему создаю реальность. Мне приятно, что, в отеле, как говорил герой фильма «Москва слезам не верит», начинает крутиться то, что не крутилось без меня!

Гостиницу эконом-класса можно заполнить на 85-90, а иногда и на 100% (смотря в каком месте она построена), а бизнес-класс на 85% заполнить нереально. Среднегодовая заполняемость хороших малых отелей этого уровня - максимум 78%, это очень высокий процент.

Светлана Куликова
kulikova@torg.spb.ru
Фото Яны Романовой


Содержание номера журнала (сентябрь 2007 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100

Перепечатка и использование материалов журнала "Современный бизнес. Отель" разрешены только с указанием автора статьи, с активной ссылкой на сайт Delinform.ru и с предварительного согласия редакции.