Современный бизнес. Отель. Октябрь 2007
ФОРМАТ
Анна Шишкина
Анна Шишкина смогла определить главные характеристики арт-отеля
Оксана Куренбина
Оксана Куренбина поняла, что отель должен иметь свою изюминку
Рахманиновский номер-люкс
Рахманиновский номер-люкс помнит шаги великого музыканта
Отель «Рахманинов»
Отель «Рахманинов»
Отель «Рахманинов»
Отель «Рахманинов» постепенно стал своеобразным клубом со своей неповторимой атмосферой
Отель «Рахманинов»
Отель «Рахманинов»
Отель «Рахманинов»
На одной стене рахманиновского номера оставлены обои и газеты того времени - в память о прежнем жильце квартиры...
Отель в эксклюзивном исполнении.
Атмосфера искусства складывается из симбиоза деятельности владельцев, управляющих, дизайнеров отеля и его гостей, их стараниями и любовью
Дизайн брелоков для ключей в «Trezzini»
Оформление ресепшн в «Trezzini»
Убранство  «Trezzini»
Во всем - в дизайне брелоков ключей, в оформлении ресепшн и номеров в «Trezzini» видна работа дизайнеров и стилистов

Отель в эксклюзивном исполнении

Малые отели - довольно молодое направление российского гостиничного бизнеса, однако развивается оно, по крайней мере, в Петербурге, достаточно бурно. В начале 90-х годов прошлого века здесь работало около 20 такого рода гостиниц, а сегодня их порядка 500. И тенденцией сегодняшнего дня отельеры называют создание концептуальных отелей.

Недавно в Петербурге стали появляться отели с самой, пожалуй, необычной концепцией - «арт».

- Тематика отеля отражается в префиксе, объясняющем концепцию гостиницы, особенность продукта, - объясняет Анна Шишкина, директор арт-отеля «Trezzini». - Это показатель содержательной части, в то время как звездность указывает на качественный уровень сервиса.

Чаще всего, конечно, употребляется префикс «бизнес»: бизнес-отель (business class hotel). Он акцентирует внимание потенциального гостя на развитую структуру бизнес-услуг. Апартамент-отель (apartment hotel) рассчитан на долгосрочное проживание - здесь в жилую комнату включена кухня. Не так давно к нам пришло понятие бутик-отеля. За рубежом принято считать, что это отель непременно маленький, с авторским не только дизайном и декорацией, но и специально, под заказ, выполненным оборудованием - от решеток на батареях отопления до индивидуально разработанного кафеля. А недавно в Петербурге стали появляться отели с самой, пожалуй, необычной концепцией - «арт».

Одна из наиболее динамично развивающихся гостиничных сетей «российского производства» - «Heliopark Hotel& Resorts», принадлежащая компании «Heliopark Group». Сеть развивается с 2000 года. На сегодняшний день в ее структуру входят 14 отелей в России (Москва, Московская обл., Псков, Сочи, Ейск, Челябинск, Анапа) и на Украине (Ялта). Компания развивает свой бизнес в трех направлениях: бизнес-отели, клубные и курортные. Интересно, что «Heliopark Hotel&Resorts» - первый сетевой оператор, который решил выйти на международный рынок. Год назад компания приобрела один из старейших отелей Баден-Бадена - «Baden Hotel zum Hirsch», вложив в него 10 млн. долларов. Предполагается, что это первый объект будущей международной сети.

«Антик» превращается в «арт»

Наверное, потому что Оксана - профессиональный фотограф и журналист, человек увлеченный, не прагматичный, ей удалось вывести отель за рамки общепринятых концепций.
Здесь закипела творческая жизнь, которую создавали постояльцы уже своим присутствием, беседами в старинной гостиной, обсуждением последних событий в мире искусства.

- Когда 4 года назад я создавала свой отель, конкуренции фактически никакой не было, но уже тогда было понятно, что какую-то свою изюминку все равно нужно придумывать, - рассказывает Оксана Куренбина, владелица отеля «Рахманинов». - И я поняла, что она у меня есть: предметы антиквариата. Их я получила в наследство от бабушки. Поэтому изначально определила формат своей гостиницы как антик-отель.

Оксана купила в центре города, рядом с Казанским собором, несколько коммунальных квартир и открыла отель на 15 номеров. А коридоры остались «коммунальные» - длинные, как галерея. И Оксана начала выставлять работы знакомых художников и фотографов. Через год ей предложили выкупить еще одну квартиру в этом же доме - на первом этаже, но с видом на другую сторону, в зеленый дворик. Она решила купить, но не для расширения отеля, а чтобы открыть отдельную галерею. Сегодня это профессиональная фотогалерея, где выставляются работы известных фотографов. В отеле же продолжают выставляться художники.

Наверное, потому что Оксана - профессиональный фотограф и журналист, человек увлеченный, не прагматичный, ей удалось вывести отель за рамки общепринятых концепций. Она не побоялась объявить скидку на проживание для людей искусства - музыкантов, артистов и, конечно, художников, и к ней поехали гости. В отеле закипела творческая жизнь, которую создавали постояльцы уже своим присутствием, беседами в старинной гостиной, обсуждением последних событий в мире искусства. Отель постепенно становился своеобразным клубом, куда потянулись и бизнесмены: после делового дня они рады были окунуться в другую атмосферу - где говорят не о бизнесе, а о джазе, классической музыке или черно-белой фотографии.

Видимо, наши старания - в чем бы то ни было - действительно не пропадают даром. Оксана жила отелем, и не просто его раскручивала, а любила, а потом произошла история, которую сама владелица называет не иначе как подарком свыше. Гостей стало так много, что потребовалось задуматься о расширении гостиничной площади. Оксане предложили выкупить еще одну коммунальную квартиру, расположенную по соседству. Она, не раздумывая, согласилась.

- Все жильцы уже разъехались, - рассказывает Оксана, - кроме одного дедушки. Я иду с ним разговаривать, а он буквально плачет: «Как же так, вы здесь все разрушите, а тут же Рахманинов жил!» Я опешила: как Рахманинов?!

Оказалось, что действительно в этой квартире в конце XIX века жил, будучи учеником консерватории, Сергей Рахманинов.

- Только в Петербурге такое возможно - купить по случаю музей-квартиру великого музыканта! - улыбается Оксана. - Конечно, выгоднее всего было бы его комнаты превратить в 3 разных номера. Но мы решили сделать здесь 3-комнатный номер-люкс. Когда строители стали очищать стены, на одной из них обнаружили обои, которые наклеены на газеты того времени, - рахманиновские обои. Мы их оставили. Восстановили кусок пола, по которому он ходил. Моя сегодняшняя задача - поставить памятник великому музыканту во дворе отеля.

Все получилось само собой: отель переименовали в «Рахманинов»; случайно познакомились с президентом петербургского рахманиновского общества, которое не имело постоянного помещения, и предоставили ему офис в галерее; начали проводить еженедельные вечера классической музыки - студенты и многие другие музыканты консерватории играют здесь на старинном, рахманиновских времен, рояле. Лучшему студенту консерватории учредили рахманиновскую премию... Антик-отель превратился в «арт».

В настоящее время Оксана Куренбина планирует продолжать работать в этом направлении и выйти на международный уровень: она собирается открыть новый арт-отель... в Каннах.

Первый концептуальный арт-отель Петербурга

Анна Шишкина, открыв в прошлом году арт-отель «Trezzini», исходила из теоретической концепции того, что она хочет увидеть. «Trezzini» стал первым арт-отелем, созданным планомерно, исходя из продуманной концепции.

Если Оксана Куренбина строила свой отель естественным образом - по сути, он сам таким сложился («Мы даже бизнес-плана не составляли!» - удивляется сейчас Оксана), то Анна Шишкина, открыв в прошлом году арт-отель «Trezzini», исходила из теоретической концепции того, что она хочет увидеть. «Trezzini» стал первым арт-отелем, созданным планомерно, исходя из продуманной концепции.

Прежде всего Анна Шишкина определила главные характеристики арт-отеля: во-первых, его создание людьми искусства (дизайнерами, архитекторами, художниками) для людей искусства, а во-вторых, обязательное наличие содержательной творческой части (организация на площадке отеля мероприятий, связанных с искусством и пропагандой творчества его гостей).

- Первые гостиницы с ярко выраженной направленностью к искусству появились в Лондоне, - рассказывает Анна. - Так называемые design-отели вошли в историю гостиничного бизнеса параллельно со стилями хай-тек и модерн-арт в искусстве в целом. Дизайнеры проектировали внутреннюю обстановку отелей, превращая их в шедевры, и это касалось не только пространственной среды и всех элементов интерьера, но и костюмов персонала, посуды в ресторанах и сувенирной продукции в номерах. Когда заходишь в такой отель, кажется, что попал на выставку современного искусства: оригинальные кресла из пластмассы, определенным образом выстроенная игра света, ультрасовременная графика на стенах и музыка, запахи, тактильные ощущения, в комплексе создающие то, что мы называем атмосферой. Клиент это ощущает, искусствовед способен проанализировать и оценить. Для нас арт-отель - также маркетинговая стратегия и отражение концепции. Это отель, который в любом своем действии имеет направленность, связанную с искусством, - будь это какие-то презентации или даже изготовление брелоков-ключей, в котором участвуют декораторы.

«Trezzini» расположился на Васильевском острове, где архитектор Доменико Трезини предлагал Петру I сделать центр города.

- Поначалу, - говорит директор отеля «Trezzini», - у владельцев были сомнения: не сузим ли мы сегмент рынка, делая акцент на привлечение людей искусства? Оказалось, нет: если человек по роду своей профессии и не принадлежит к искусству, он к нему стремится и хочет прикоснуться.

И здесь он реализует свои желания в полной мере: для гостей в отеле организуются концерты и праздники. Не так давно в нем проходила презентация театра странствующих кукол господина Пежо, играл мексиканский оркестр Альфонсо Морено, проводился «венецианский» карнавал. Открытие второго сезона намечено на ноябрь.

Сегодня все чаще отели стремятся привлечь к себе внимание гостей именно тем, что устраивают у себя выставки и презентации работ современных художников. Но это не делает их автоматически арт-отелями, да в этом и нет необходимости. Настоящие арт-отели очень разные, по-разному развиваются и ищут себя, но общее в них - атмосфера искусства, которая складывается из симбиоза деятельности всех творческих людей - владельцев, управляющих, дизайнеров отеля и его гостей, - их стараниями, общностью и любовью. Это и делает такие отели по-настоящему эксклюзивными. В этом есть их философия и смысл.

Светлана Куликова
kulikova@torg.spb.ru


Содержание номера журнала (октябрь 2007 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100

Перепечатка и использование материалов журнала "Современный бизнес. Отель" разрешены только с указанием автора статьи, с активной ссылкой на сайт Delinform.ru и с предварительного согласия редакции.