Современный бизнес. Ресторан. Сентябрь 2006
АВТОМАТИЗАЦИЯ
Система автоматизации как двигатель бизнеса
Система автоматизации
В последнее время рестораторы часто ставят задачу по возможности работать вне своего заведения. Благодаря системе автоматизации они могут контролировать заведение, не находясь в нем физически.

Система автоматизации как двигатель бизнеса

Мы часто пишем о выборе системы автоматизации ресторанов с точки зрения рестораторов. Рестораторы ждут от системы автоматизации полноценного учета и контроля персонала, при этом стремятся развивать свой бизнес, опережать конкурентов, искать новые пути привлечения клиентов. И здесь первым помощником вновь становится система автоматизации. Сегодня о преимуществах внедрения автоматизации говорят поставщики и разработчики современных систем.

Контроль и надежность

- Мы автоматизируем несколько ресторанов в месяц - в основном с одним рабочим местом официанта/кассира или бармена/кассира и одним рабочим местом бухгалтера/товароведа, - рассказывает Вадим Шехтман, руководитель отдела продаж компании «Амбер». - Сегодня установка системы автоматизации стала массовым явлением: порядка 80% новых заведений уже планируют ее. И хотя остальные все еще надеются обслуживать клиентов по-старому, со временем они все равно придут к необходимости автоматизироваться. Основная масса рестораторов стремится сразу же повысить за счет автоматизации привлекательность своего заведения, улучшить качество и скорость обслуживания.

Выбор системы зависит от того, какую задачу ставит руководитель. Кому-то нужна сугубо управленческая информация, чтобы понять, как вести бизнес, повысить прибыльность и прочее, некоторым важнее исключить возможность воровства со стороны своих сотрудников, а для кого-то главной является имиджевая составляющая: чтобы ресторан производил впечатление, был стильным, современным и т.д.

- Система «ТрактирЪ», к примеру, фактически идеальна в плане контроля за персоналом, - говорит Вадим Шехтман. - Здесь нет возможности «подогнать» результаты, обмануть программу и списать какое-то блюдо и т.д. Если кто-то пытается нарушить четкий регламент выполнения действий, система сразу бьет тревогу. Наряду с этим, в ней есть достаточное количество отчетов для менеджеров со всеми необходимыми данными. На сегодняшний день на базе решения «ТрактирЪ» автоматизировано более 2 тысяч предприятий общественного питания по всей стране.

- Хотя активное внедрение системы TillyPad началось лишь 2,5 года назад, ею уже оборудовано порядка тысячи ресторанов в России, - рассказывает Владимир Алексеев, менеджер по рекламе и PR компании «TillyPad». - Это и те рестораны, которые мы сами автоматизировали в Петербурге и Москве, и проекты наших дилеров в регионах. Один из самых интересных наших проектов - автоматизация огромного развлекательного центра «Пирамида» в Казани. Центр включает в себя рестораны, бары, гостиницу, боулинг, бильярд и т.д. Это один из крупнейших проектов автоматизации индустрии развлечений вообще в России: система там работает одновременно на 80 рабочих местах. Надо сказать, что некоторые системы автоматизации в принципе не могут стабильно работать, если количество рабочих мест превышает 15-20, и для нас автоматизация такого центра стала чем-то вроде проверки на прочность. Мы ее выдержали: наша система работает там безотказно уже на протяжении трех лет.

Рестораторы ставят специалистам по автоматизации несколько задач. Прежде всего, жесткий контроль за персоналом. Кроме того, необходимо, чтобы система была с простым, понятным интерфейсом и удобна в управлении.

- Очень важна надежность системы, - продолжает Владимир Алексеев. - У нас были клиенты, которые решили поменять свою прежнюю систему автоматизации после того, как однажды в их казино и ресторане произошел сбой электропитания. В результате все данные за день были потеряны, а восстановить их невозможно. Счета остались не закрыты, кто, сколько и кому должен - непонятно. Для руководителей это явилось последней каплей, и было принято решение установить TillyPad - систему, предусматривающую технологию резервного копирования данных, исключающую потерю информации за какой-либо существенный промежуток времени. Плюс мы предложили добавить в конфигурацию оборудования бесперебойные источники питания, подстраховываясь, таким образом, на все 100%.

Возможности для развития

- Одна из приоритетных задач, которые сейчас ставят рестораторы, - чтобы система не только помогала обслуживать гостей, но и предусматривала возможности для развития заведения: возможность делать различные дисконтные программы, программы лояльности, обслуживание постоянных клиентов, - рассказывает Владимир Алексеев. - Понятно, что любой ресторатор хочет видеть в своем заведении постоянных клиентов (именно они дают 80% оборота). К таким посетителям нужно подходить индивидуально, предоставлять скидки, особое обслуживание и т.д.

И если еще 2-3 года назад требований по сложным дисконтным системам не было, то сегодня наличие такой функции обязательно. Изменились условия рынка, конкуренция растет, и необходимо прилагать больше усилий на привлечение гостей в свое заведение. Популярны акции по привлечению в кафе и рестораны определенной категории посетителей: предположим, в ресторане объявляются скидки на конкретные позиции блюд в конкретные часы один день в неделю. Поскольку это не банальная процентная скидка, а дисконт, привязанный ко времени и дню недели, реализовать его можно не во всех системах. А когда система автоматизации не предусматривает такую функцию, предоставление скидки гостям отдается на откуп персоналу, а значит, разница в цене благополучно оседает в карманах официантов. Программа по привлечению клиентов выливается в дополнительные непредвиденные расходы. В TillyPad есть возможность не только жестко регламентировать, но и отслеживать последующую эффективность - насколько увеличилась посещаемость в дисконтные часы, увеличились ли продажи отдельных блюд и т.д.

В последнее время рестораторы часто ставят задачу по возможности работать вне своего заведения. Есть понятие удаленного рабочего места менеджера - когда ресторатор в отпуске или на другой своей точке может зайти в систему и увидеть текущее состояние дел. Т.е. получает возможность контролировать заведение, не находясь в нем физически.

Имидж - все

- Выбор оборудования напрямую связан с имиджем заведения, - говорит Вадим Шехтман. - Оборудование может обладать одним и тем же функционалом, но быть более дешевого класса именно потому, что оно выглядит менее презентабельно. Можно установить систему на основе обычного компьютера с жидкокристаллическим монитором, программируемой клавиатурой и т.д., а можно выполнить все в едином блоке, выбрать сенсорный монитор - с имиджевой точки зрения это более красиво, с точки зрения пользования - более удобно, но с точки зрения бюджета, конечно, более дорого.

Есть еще решение на базе карманных компьютеров («наладонников»). По размеру они чуть больше мобильного телефона, имеют встроенное средство связи. В заведении ставится точка доступа, через которую они и общаются с базой. Каждый официант имеет такой «наладонник», в котором, подходя к клиенту, сразу записывает заказ. Заказ тут же передается в бар или на кухню, официант еще не отошел от клиента, а блюдо уже готовится. В обычной же ситуации официант берет заказ, идет на рабочее место, набирает заказ, и только тогда он поступает в работу. Мобильное решение повышает скорость обслуживания и эффективно при большом количестве официантов, посадочных мест и больших площадях. В основном рестораторы выбирают сенсорные мониторы, поскольку имиджевая составляющая имеет одно из основных значений.

Итак - контроль, надежность, развитие, имидж: вот четыре кита, которые удержат на плаву любой ресторан. Их последовательность может меняться, но только совокупность обеспечит успех в бизнесе. И система автоматизации играет здесь первоочередную роль.

Подготовила Светлана Куликова,
kulikova@torg.spb.ru


Содержание номера журнала (сентябрь 2006 г.)       Назад

Деловая информация. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100