Современный бизнес. Ресторан.Октябрь 2006
АВТОМАТИЗАЦИЯ
Система автоматизации: к чему должен быть готов ресторатор

Система автоматизации: к чему должен быть готов ресторатор

Сегодня каждый организатор ресторанного бизнеса понимает, что система автоматизации - необходимая часть любого проекта. Но даже опытный ресторатор нечасто делает такие крупные покупки, как автоматизированная система, ресторанная программа. Он выбирает систему один раз, и если все устраивает, так и продолжает ее внедрять (при сетевом предприятии); если не устраивает, то ищет еще раз, устраняя предыдущие ошибки. Но очень часто человек, решивший автоматизировать свое заведение, не предвидит последствий этого решения. Это касается и тех, кто не сталкивался ранее с автоматизацией, и тех, кто уже имел с ней дело. К чему же должен быть готов ресторатор?

Выбирать систему самому

Несомненно, лучше начинать сотрудничество со специалистами компании на стадии проектирования, когда можно заложить в проект систему автоматизации, расположение оборудования, проведение кабельной сети и т. д. И тогда главная задача ресторатора - определить, чего он действительно хочет от системы автоматизации, и донести это понимание до специалистов.

- Если это не первый ресторан, то, как правило, свои пожелания владелец может сформулировать четко и лаконично, - говорит Денис Коняев, руководитель департамента автоматизации ресторанов компании «Сервис Плюс». - Если же это первый опыт открытия заведения, то человеку обязательно нужно помочь. Обычно, если ресторатор не знает, чего он хочет, просто говорит: «Мне нужно». Задача компании, предлагающей решение по автоматизации ресторанов, - грамотно объяснить, что владельцу нужно в первую очередь и что может понадобиться в дальнейшем.

- Мировая и российская практика показывает, что критерии для поиска системы достаточно просто сформулировать, и если это сделать правильно, неожиданностей не будет, - подтверждает Роман Нетяга, директор компании «Бизнес Класс». - Но иногда ресторатор вместо того, чтобы самому заняться выбором программы, поручает это, например, IT-специалисту. Этот специалист изучает лишь технические параметры, особо не задумываясь над возможностями системы в области развития бизнеса. А ведь именно эти возможности и важны для ресторатора! По сути именно они и являются критериями. Наш продукт люди используют на протяжении многих лет, и нам важно, чтобы ресторатор сразу определил для себя цели - зачем он покупает этот продукт, - и чтобы мы потом к этим целям пришли вместе.

А бывает так, что ресторатор лишь через полгода после внедрения системы узнает, что, оказывается, в ней есть еще одна, совершенно ему необходимая функция (или, напротив, ее нет). Это та самая проблема, которую надо было решать во время выбора системы, когда определялись критерии.

- Бывает, компания, которая не занималась до этого ресторанным бизнесом, - продолжает Роман Нетяга, - поручает каким-то доверенным лицам (у меня был случай - даже строителям) выбрать систему автоматизации. Но программа - это инструмент для профессионалов. Если система выбрана правильно, она является инструментом для управления. Могут ли посторонние люди разобраться в том, к чему мы идем в своем бизнесе? Вряд ли. Поэтому сначала нужно понимать, как мы будем управлять рестораном, а затем подбирать программное обеспечение, которое позволяет реализовать планируемые нами бизнес-процессы. Если мы четко знаем бизнес-цель, то можем понять, в чем нам поможет данная программа. Иногда спрашивают: «А сколько в этой программе отчетов?» А зачем? Отчетов может быть сколько угодно. Можно все! Вопрос: нужно ли? Вот на вопрос: «Что нужно?» и должен ответить ресторатор прежде всего.

И выбирать программу в зависимости от ответа на него. А ответы у каждого ресторатора свои.

- С другой стороны, - объясняет Роман Нетяга, - нельзя опускаться до систем, которые решают вопросы достаточно топорно. Первое мнение неискушенных покупателей: все системы одинаковы. Но если подходить к покупке программы с такой точки зрения, то купишь наугад и вряд ли то, что явится инструментом.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что ресторатор должен быть готов прежде всего к тому, чтобы самому выбрать систему. А если он все же поручает это кому-то, то хотя бы поучаствовать в создании этих критериев. Пусть работа эта будет нова, но ее нужно проделать один раз.

Необходимость финансовых вложений

Это следующее, к чему должен быть готов ресторатор.

- Неважно, какую систему автоматизации он выберет, - объясняет Денис Коняев, - это в любом случае увеличит его прибыль на 30%. Другой вопрос: за какой период времени это произойдет. Системы автоматизации можно сравнить с различными марками автомобилей. С одной стороны, у них у всех 4 колеса и мотор с рулевой колонкой. Но с другой... Как и на автомобиле, с системой автоматизации нужно уметь работать. Ошибки здесь не так заметны, но зачастую могут очень усложнить жизнь. Система автоматизации решает комплекс задач, к основным из которых можно отнести контроль, увеличение товарооборота, повышение конкурентоспособности ресторана. Поэтому по-настоящему хороший продукт не может стоить дешево. Другое дело - минимизировать расходы можно путем составления более экономичного проекта. И все равно стоимость проекта будет составлять от 4000 долларов и выше. Она зависит от количества рабочих станций, конфигурации программного обеспечения и т. д.

- Цены на рынке более-менее сложились, - добавляет Роман Нетяга, - и сегодня можно выбрать поставщика в равной весовой категории по функционалу. Практика показывает, что большую долю стоимости забирает оборудование. Поэтому когда клиент определился с программой, нужно приступать к выбору оборудования. И здесь можно варьировать, выбирая дорогое оборудование, в средней ценовой категории или бюджетное. Идти нужно именно в такой последовательности: сначала - программа, потом - оборудование.

Профессиональное оборудование, конечно, дороже: оно защищено от пыли, грязи, влаги, вибрации и т. д. Но именно поэтому стоимость владения в целом у него ниже, чем у менее дорогого непрофессионального оборудования, которое требует больше внимания в процессе эксплуатации, больше денег на обслуживание, а прослужит в результате меньший срок. Поэтому на программе или оборудовании лучше не экономить. А вот совместить работу нескольких категорий сотрудников на одном рабочем месте часто вполне возможно. К примеру, установить одно рабочее место бармена/кассира. Или поставить на группу из пяти официантов один терминал вместо двух, а на кухню установить один принтер (хотя, конечно, правильно устанавливать принтеры в каждом цехе).

Конечно, покупать и программу, и оборудование лучше в одной фирме, поскольку у нее есть наработки по надежности, по сочетанию оборудования с программой. Иногда ресторатор хочет поставить программу на собственное оборудование. Так тоже можно сделать, но нужно учесть, что с фирмой-поставщиком, как правило, заключается договор об обслуживании, и свое оборудование, если оно выйдет из строя, фирма чинит очень быстро. Но она не будет связываться с чужим, такое оборудование, даже если оно на магазинной гарантии, ресторатор будет чинить не менее месяца, а то и дольше. Для ресторана такая потеря времени невозможна.

Но часто самые большие трудности у ресторатора возникают со штатом. И этот «человеческий фактор» мы рассмотрим в следующем номере.

Подготовила Светлана Куликова,
kulikova@lv.spb.ru
Фото Яны Романовой


Содержание номера журнала (октябрь 2006 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100