Современный бизнес. Ресторан.Ноябрь 2006
АВТОМАТИЗАЦИЯ
Автоматизация: к чему должен быть готов ресторатор
Автоматизация: к чему должен быть готов ресторатор
Автоматизация: к чему должен быть готов ресторатор
Автоматизация: к чему должен быть готов ресторатор

Автоматизация: к чему должен быть готов ресторатор

В прошлом номере мы начали разговор о том, что даже опытный ресторатор часто не может предвидеть последствий своего решения автоматизировать ресторан. Прежде всего он оказывается не готовым к тому, что выбирать систему нужно самому, не отдавая это на откуп другим, даже самым доверенным лицам. Но даже если человек полностью осознает важность самостоятельного выбора программного продукта, от которого, по сути, будет зависеть его бизнес, и готов вкладывать в автоматизацию необходимое количество средств, вступает в силу «человеческий фактор». Особенные трудности возникают, когда заведение уже открыто и работает. Тогда сотрудники вольно или невольно сопротивляются процессу автоматизации, и только четкое осознание ее необходимости и настойчивость в выполнении своего решения поможет владельцу заведения довести дело до конца. Трудностей, возникающих у штатных сотрудников, несколько.

Персонал не умеет работать на компьютере

Часто рестораторы больше всего боятся именно того, что их правая рука - помощник, администратор - не умеет работать на компьютере. На самом деле это не страшно. Если человек хочет научиться, он достаточно быстро научится. Конечно, асом он не станет, но это ведь и не нужно.

- К нам приходили люди, которые в первый раз видели компьютер, и сейчас они прекрасно работают на нем и ладят с ним, - говорит Роман Нетяга, директор компании-автоматизатора «Бизнес Класс». - Да, это может быть медленно, но всегда правильно. Потому что во главе работы - бизнес-процессы, которые они понимают. Хуже другие специалисты - те, которые общаются на равных с компьютером, но не видят сути работы ресторана, не понимают, для чего они делают именно это, а не что-то другое. И такие специалисты хорошими администраторами никогда не станут.

Персонал боится автоматизации

Это более серьезная проблема. Причина может быть психологическая: люди везде и всюду принимают новое не сразу. И здесь главное - не допустить саботажа.

- Создаются две команды - со стороны внедряющей организации и со стороны заказчика, - объясняет Роман Нетяга. - Руководителем со стороны заказчика должен являться человек, пользующийся неограниченной властью, - директор или хозяин. Согласовывается график внедрения системы, выполнение которого сотрудниками ресторана он контролирует. Он может не участвовать в процессе внедрения лично, но к нему должна приходить информация о том, кто саботирует, кто не дает продвигаться процессу, а кто учится. Если человек принял решение, что это нужно, он должен довести дело до конца.

В некоторых ресторанах даже оговаривается в контракте, что если в процессе внедрения системы автоматизации кто-то из сотрудников сопротивляется, по отношению к нему могут быть приняты самые строгие меры - вплоть до увольнения. Потому что на крупном предприятии в это вложены большие деньги, обозначены короткие сроки.

Персонал вообще против автоматизации

- Это другая категория людей, которая сопротивляется вполне осознанно, - продолжает Роман Нетяга. - К нам как-то пришли хозяева одного из ночных клубов Петербурга и обрисовали проблему: народ ходит, каждую ночь полный зал, а прибыли никакой. Я им предложил перед тем, как внедрять систему, втайне набрать «скамейку запасных» - людей, которые были бы готовы заменить работающих сотрудников. И когда руководители заведения объявили о покупке системы, 10 человек из 11 сразу уволились.

- Одна из главных трудностей при автоматизации ресторана - противодействие персонала, - подтверждает Вадим Шехтман, руководитель отдела продаж компании «Амбер». - Это часто бывает, когда заведение работает уже продолжительное время без системы автоматизации. Бывает, конечно, что люди просто опасаются компьютера, но чаще боятся за свои шкурные интересы. Мы предупреждаем руководство, что такая ситуация может возникнуть, и здесь важно твердое решение руководителя: делаем только так. Если такого волевого решения нет, то возможность полноценно автоматизировать заведение снижается. Прямо игнорировать систему, конечно, нельзя, но всячески ей сопротивляться возможно достаточно долго.

Поэтому, когда ресторатор слушает доверенного человека, который жалуется на то, что «все плохо» и «система не дает работать», да, с этим нужно разбираться, но нельзя забывать, что у него могут быть и собственные корыстные интересы. Следовательно, жалобы нужно проверять, но как это сделать? Только если сам разбираешься. Возвращаемся к тому, что нужно участвовать в процессе самому с самого начала и тратить на это время. В этом состоит определенная трудность, но если ее преодолеть, то потом трудностей будет меньше.

Ресторанным бизнесом нужно уметь управлять

Самое грустное из того, что может понять ресторатор, затеяв автоматизацию своего заведения, - это то, что он не справляется с этим бизнесом.

- Часто сталкивался с ситуацией, когда у человека появляются деньги, и он их решает вложить в ресторан, - говорит Денис Коняев, руководитель департамента автоматизации ресторанов компании «Сервис Плюс». - При этом пытается организовать бизнес-процесс самостоятельно. В результате неправильно рассчитан бюджет, заложены нереальные сроки, покупается не то оборудование, за все банально переплачивается.

И наиболее часто встречающаяся ошибка - приобретение системы автоматизации откладывается на потом. А к тому времени все деньги оказываются потраченными, и ресторатор вынужден искать не ту систему, которая ему на самом деле нужна, а дешевую, ненадежную, постоянно «слетающую». В результате вместо действительной картины работы ресторана владелец получает набор невразумительных цифр, с которыми не знает, что делать. Итог: заведение терпит убытки, предприятие становится нерентабельным, владелец принимает решение о продаже или закрытии заведения.

- Однажды у нас был случай, - рассказывает Роман Нетяга, - когда компания купила ресторан и назначила молодого управляющего, который не дружил с компьютером. Он ходил с книжкой, туда все записывал, а когда снимали выручку, она оказывалась крайне маленькой, хотя народу в ресторане было много. Этот управляющий так и не научился работать с системой, хотя его пытались учить, и в результате систему сняли. Месяца через два компания продала ресторан, видимо, поняв, что этим бизнесом они управлять не умеют.

Так что иногда может случиться, что ресторатор обнаруживает, что он вовсе не ресторатор...

Мнение эксперта

Цель автоматизации - повышение эффективности учета и контроля. Она должна быть определяющей для всей команды персонала. В этом случае отрицательное отношение к системе может возникать только из-за сложностей при внедрении, неправильного использования программного обеспечения, перебоев в работе системы. Этого можно избежать заранее.

Трудности возникают, если:
1. Объект технически не соответствует требованиям эксплуатации комплекса автоматизации. Это актуально для заведений, работающих в старом фонде. В этом случае компания, внедряющая решение, должна предоставить ресторатору список технических условий, которые необходимо выполнить до начала работ.

2. В заведении неграмотный персонал:
a) отсутствие базовых навыков работы на компьютере;
б) отсутствие специализированных знаний по управленческому учету в общественном питании.
Чтобы избежать этого, при наборе персонала нужно обращать внимание на соответствие профессиональных знаний кандидатов требованиям вакантной должности.

3. В заведении налажены устойчивые схемы махинаций персонала. Тогда после начала внедрения сотрудники могут увольняться или саботировать процесс установки. Мы рекомендуем ресторатору сообщить персоналу об автоматизации заведения сразу после принятия этого решения и быть готовым к тому, что в скором времени ему придется набирать новых сотрудников.

4. В процессе внедрения с одной из сторон отсутствует ответственный сотрудник. Установка и настройка программно-аппаратного комплекса требует постоянного контроля с обеих сторон. Перед началом работ ресторатор должен сам назначить ответственного сотрудника и потребовать, чтобы компания-исполнитель также предоставила куратора проекта. В договоре должны быть указаны этапы и сроки внедрения.
Также после внедрения системы может выясниться, что выбранное программное обеспечение не выполняет требуемых функций или нестабильно работает. Чтобы этого не произошло, заявленный перечень функциональных возможностей системы должен быть заранее реализован и оттестирован специалистами компании-исполнителя. Ресторатор может себя обезопасить, прописав заранее ответственность исполнителя за невыполнение своих обязательств.

Игорь Ситник, генеральный директор компании «ЮСИЭС СПб»

Подготовила Светлана Куликова,
kulikova@lv.spb.ru


Содержание номера журнала (ноябрь 2006 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100