Современный бизнес. Ресторан.Декабрь 2006
АВТОМАТИЗАЦИЯ

Мифы об автоматизации

Сегодня рестораторы уже имеют представление о том, что же такое система автоматизации в целом. Однако решая автоматизировать свое заведение, все равно часто допускают ошибки в процессе выбора и внедрения системы.

- Большинство ошибок появляется уже на начальном этапе выбора системы автоматизации, - объясняет Александр Немцов, руководитель отдела автоматизации розничной торговли компании «Бухучет и торговля». - Возможно, в дальнейшем их можно будет исправить, но лучше сразу постараться учесть все нюансы.

- Автоматизацию любого предприятия общественного питания можно разделить на основные этапы: выбор системы, ее внедрение и адаптация к системе, - рассказывает Игорь Ситник, генеральный директор компании «ЮСИЭС СПб». - Успешное завершение каждого из них гарантирует грамотную и эффективную эксплуатацию установленного комплекса. Также каждый из этапов может сопровождаться различного рода трудностями. При этом большинство возникающих проблем хорошо изучены и решаемы. Одни из них могут повлечь за собой незначительные сложности, другие - провал проекта. Заблаговременное предупреждение возможных ошибок в решении трудностей значительно облегчит процесс автоматизации и повысит эффективность установленной информационно-управленческой системы.

Какие же мифы об автоматизации до сих пор являются распространенными в среде рестораторов?

1. «Маленькое кафе, в отличие от крупного ресторана, не обязательно автоматизировать».
Система автоматизации служит не только для уменьшения количества ручного труда. Прежде всего, она предназначена для более точного ведения учета. Поэтому автоматизируются и крупные рестораны, и маленькие заведения. Просто крупные рестораны с помощью системы автоматизируют еще и работу официантов и барменов, снижая тем самым риск воровства со стороны персонала и решая фактически все конфликтные ситуации благодаря информационной базе, ведь на компьютере видно, как клиент заказывал блюда, что он заказывал, какие столики в какой период времени были заняты и т. д. Все это в целом повышает качество обслуживания гостей.

2. «Система автоматизации важна для имиджа».
- Если сначала автоматизация действительно имела преимущественно имиджевое значение, то теперь рестораторы говорят: «Да, я хочу автоматизировать свое заведение для улучшения учета», - подчеркивает Александр Немцов. - Сейчас они все чаще осознают, что это не просто наличие современной техники, а, главное, - возможность постановки учета и контроля, снижение вероятности ошибок и повышение качества обслуживания клиентов.

3. «Все системы примерно одинаковы, неважно, как автоматизироваться, - дело все равно наладится!»
Следующий этап после принятия решения об автоматизации заведения - выбор конкретной системы. И главная ошибка здесь - неправильное представление пользователя о том, что он хочет получить после автоматизации.

- Необходимо четко определить приоритетные цели предприятия и задачи, которые должна решать информационно-управленческая система, - объясняет Игорь Ситник. - Для каждого предприятия общественного питания существуют свои приоритеты в работе: скорость и качество обслуживания, привлечение новых посетителей и т. д. Соответственно выбор конфигурации системы автоматизации должен быть основан на понимании текущих задач и дальнейшей стратегии развития предприятия. В соответствии с этим выбираются именно те модули системы, которые необходимы.

Также необходимо максимально формализовать все бизнес-процессы, которые ресторатор планирует автоматизировать. Иногда для решения поставленных задач требуется частичная или полная реорганизация структуры предприятия или изменение отдельных схем работы. В этом ресторатору может помочь профессиональная система автоматизации, в которой изначально заложены стандартные схемы организации бизнес-процессов в общепите, протестированные как специалистами, так и большим количеством пользователей. Этот аспект лучше заранее обсудить с компанией, претендующей на роль поставщика и системного интегратора информационно-управленческого комплекса. Чем больше опыт компании и количество заказчиков, тем более квалифицированная помощь в этом вопросе может быть оказана.

- Нужно определиться, какой же учет хочет автоматизировать владелец заведения питания, - добавляет Александр Немцов. - Это может быть, в первую очередь, бухгалтерский учет - калькуляционные карты, отчеты, остатки, и при этом ресторатору достаточно, чтобы в зале с клиентом стоял обычный кассовый аппарат, который просто пробивает чеки. Или требуется автоматизировать еще и торговый зал: поставить терминалы для официантов, хорошее кассовое оборудование, чтобы можно было отслеживать состояние зала, движение чеков и т. д.

Учетная политика ресторатора (списание себестоимости, дисконтные скидки, калькуляционные карты, предоставление или непредоставление комплексных обедов, готовых покупательских корзин, подарков, банкетов и т. д.) поможет выбрать программное обеспечение, которое позволит ее реализовать.

Система автоматизации служит не только для уменьшения количества ручного труда. Выбор конфигурации системы автоматизации должен быть основан на понимании текущих задач и дальнейшей стратегии развития предприятия.

Продолжение материала читайте в следующем номере

Светлана Куликова ,
kulikova@torg.spb.ru
Фото Яны Романовой


Содержание номера журнала (декабрь 2006 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100