Современный бизнес. Ресторан. Март 2007
АВТОМАТИЗАЦИЯ
Фаст-фуд: автоматизация для скорости обслуживания
Фаст-фуд: автоматизация для скорости обслуживания
Хотя заведения фаст-фуда могут быть разными, автоматизация увеличит скорость обслуживания любого

Фаст-фуд: автоматизация для скорости обслуживания

Заведения фаст-фуда - быстрого питания - стали в России заслуженно популярными. Еда в них достаточно разнообразна, качество высокое, а обслуживание быстрое. Последнее, пожалуй, является главным для современного горожанина. И огромную роль в скорости обслуживания играет система автоматизации.

Такие разные кафе

- На предприятии фаст-фуда время обслуживания каждого посетителя должно быть минимальным, - подтверждает Дарья Антонова, директор по маркетингу компании «ЮСИЭС СПб» (UCS SPb). - Поэтому одна из важнейших задач автоматизации таких заведений - обеспечение удобства работы персонала, направленное на увеличение скорости обслуживания посетителей.

- Обслуживание посетителей в ресторанах быстрого питания может быть организовано по-разному, и очень часто скорость обслуживания зависит именно от того, какую схему работы с посетителями выбирает для себя заведение, - говорит Алексей Мезенцев, директор по маркетингу компании «TillyPad». - Существует вариант, когда в зале параллельно работают несколько кассовых терминалов, каждый из которых позволяет полностью обслужить клиента, то есть принять заказ, выполнить его и произвести окончательный расчет. Другой вариант требует организации линии раздачи, каждый участок которой отвечает за определенную группу блюд и оснащен специальным терминалом, принимающим часть заказа. Продвигаясь от участка к участку, клиент выбирает интересующие его блюда, а затем уже на кассовом терминале рассчитывается за них.

Подходы могут быть самыми разными, и для того, чтобы выработать оптимальное решение, владельцы заведений учитывают множество факторов, таких, как проходимость точки общепита, ассортимент предлагаемых блюд, архитектура и дизайн помещения и т. п. В связи с этим основной ценностью системы автоматизации становится ее универсальность, иначе говоря, она должна эффективно работать в заведениях любого формата и с любой схемой обслуживания посетителей, а при необходимости (например, если меняется концепция заведения в целом) - легко адаптироваться к новым условиям работы.

Для крупного фаст-фуда нужен мощный сервер

Если фаст-фуд является крупным заведением с большим количеством кассовых мест, то важную роль играет мощность сервера. Сервер со слабой мощностью не сможет быстро обрабатывать информацию и будет задерживать продажи. Специалисты-автоматизаторы вспоминают случаи, когда руководители заведения изначально пытаются минимизировать издержки и устанавливают совсем немного терминалов. Со временем поток покупателей увеличивается, устанавливаются дополнительные рабочие места, а замена сервера из виду упускается.

- Безусловно, сервер является важным элементом фактически любой системы автоматизации, - подчеркивает Алексей Мезенцев. - От того, насколько успешно он справляется с поставленными перед ним задачами, зависит производительность всей системы в целом. Но это не означает, что обязательно придется выложить значительную сумму денег за очень мощный промышленный аппарат. Предположим, если открывается заведение с небольшой проходимостью и в нем для обслуживания посетителей планируется установить один-два кассовых терминала, то такой проект вряд ли потребует мощного сервера. Но если в зале одновременно работает пять-семь кассовых терминалов, а само заведение расположено в достаточно бойком месте, что очень характерно именно для ресторанов быстрого питания, здесь следует задуматься о мощном аппарате. Иначе говоря, мощность сервера всегда должна соответствовать объему возлагаемой на него нагрузки или превосходить ее, в противном случае наблюдается так называемый эффект «торможения программы» - когда скорость выполнения системой рабочих операций значительно замедляется. Немаловажную роль также играет способность системы быстро и эффективно разрешать конфликты данных, которые могут возникать в процессе работы любого комплекса автоматизации и очень часто связаны с влиянием человеческого фактора - например, если с разных рабочих мест сотрудники заведения одновременно отправляют исключающие друг друга команды в отношении одного и того же блюда. Наша новая разработка TillyPad XL решает эту проблему в автоматическом режиме и позволяет заведению работать без сбоев.

- С технической точки зрения система автоматизации может быть реализована по-разному, - поясняет Дарья Антонова. - Например, все компоненты (кассир, менеджер, официант и т. д.) могут работать с единой базой данных, являясь частью одной общей программы. В этом случае взаимодействие между ними будет происходить с минимальным количеством транзакций, но при выходе из строя одного из компонентов остановится работа всего комплекса. Существует и другой вариант: разделение «информационного пространства» на несколько частей. Таким образом, модули системы будут взаимодействовать между собой, но обращаться к разным базам данных, представляя собой единую распределенную систему. В распределенной системе при выходе из строя одного из компонентов оставшиеся исправные модули будут продолжать работать, информация - накапливаться, данные - сохраняться. И, что немаловажно, при использовании распределенной структуры редко появляется необходимость в приобретении мощных серверов. Суммарная мощность аппаратной базы делится на отдельные составляющие. Это значительно уменьшает стоимость решения. Как правило, сверхмощные компьютеры требуются только для автоматизации крупных сетевых ресторанов, где учет и контроль ведутся централизованно и в реальном времени. В этом случае на сервер действительно возлагается большая нагрузка, ведь из каждого заведения сети в режиме он-лайн осуществляется передача данных в центральный офис.

Каждый проект индивидуален. При проектировании системы наши специалисты выбирают именно ту конфигурацию R-Keeper, которая будет наиболее эффективной.

Приемлемые решения

- Система автоматизации и управленческого учета для фаст-фуда, должна работать без сбоев и максимально сокращать время обслуживания посетителей, - говорит Дарья Антонова. - Все это учтено в информационно-управленческой системе, широко известной под брэндом R-Keeper разработки российской компании UCS (ЮСИЭС). Наша система более 15 лет представлена на отечественном рынке. За это время появилось много версий R-Keeper, новая вышла в 2006 году. R-Keeper — это постоянно обновляемый программно-аппаратный комплекс. На наш взгляд, главное преимущество нашей системы сегодня, — это современная архитектура решения, позволяющая эффективно и быстро проводить автоматизацию любого предприятия общественного питания, и высокая надежность программно-аппаратной базы, подтверждаемая популярностью R-Keeper среди российских и зарубежных предприятий. Не случайно общее количество пользователей R-Keeper на сегодняшний день составляет более 8000. На предприятиях быстрого обслуживания R-Keeper используется в режиме фаст-фуд. По общеевропейским стандартам среднее время обслуживания посетителя в таких заведениях должно быть менее 2 минут. В R-Keeper эти показатели полностью соблюдаются: полный расчет гостя с выдачей заказа не превышает указанную норму. Реализованный в системе алгоритм работы зарекомендовал себя как наиболее оперативный. Для предприятий, занимающихся также и доставкой собственной продукции, существует решение Delivery. При совместном использовании R-Keeper и Delivery возможности обоих продуктов значительно расширяются.

- Современная система автоматизации должна быть предельно гибкой и функциональной, - продолжает Алексей Мезенцев. - В этом смысле ресторанная система, разработанная компанией «TillyPad», способна легко настраиваться под любой формат заведения, быстро адаптироваться к разнообразным схемам обслуживания посетителей, а ее функциональные возможности позволяют эффективно решать любые задачи, возникающие на предприятиях общественного питания. Как правило, при автоматизации фаст-фуда особое внимание уделяется реализации схем обслуживания, которые позволяют снизить временные затраты персонала, необходимые на проведение рабочих операций, - это утверждение справедливо для всех компаний-автоматизаторов. Однако на время обслуживания также влияет и скорость работы самой системы автоматизации, а это уже зависит от того, насколько грамотно она спроектирована. Поэтому в настоящий момент имеет смысл говорить не только о функциональных достоинствах, которые в ближайшем будущем у большинства ресторанных систем будут примерно одинаковы, но и о надежности, позволяющей системе работать без сбоев. Именно этот принцип был положен в основу нашей новой разработки TillyPad XL.

- В заключение хочется отметить такую категорию заведений, как бары кинотеатров и кафе на фудкортах торговых и развлекательных центров, - говорит Дарья Антонова. - Они, как правило, также работают в режиме фаст-фуд. Благодаря тому, что система автоматизации билетного хозяйства UCS «Премьера» легко интегрируется с R-Keeper, в кинотеатре можно использовать единую систему дисконтных карт на все предоставляемые услуги - будь то продажа билетов или заказ воды в баре. А для точек на фудкортах в рамках программно-аппаратного комплекса R-Keeper мы предлагаем компактные сенсорные мониторы, позволяющие экономить полезную площадь, что очень важно для предприятий такого рода.

Подготовила Светлана Куликова,
kulikova@torg.spb.ru
Фото из бистро «Барракуда» и кафе «Be Happy» предоставлены компаниями UCS и «TillyPad»


Содержание номера журнала (март 2007 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100