Современный бизнес. Ресторан. Апрель 2007
АВТОМАТИЗАЦИЯ
Автоматизация летних площадок увеличивает оборот
Хотя система автоматизации в Морском яхт-клубе активно используется только 4-5 месяцев в году, она вполне оправдывает себя

Автоматизация летних площадок увеличивает оборот

Стремительно наступающее лето торопит рестораторов задуматься о необходимости в скором времени расширять свои заведения, обустраивая летние площадки. Однако готовность принять гостей на свежем воздухе влечет за собой некоторые проблемы для руководства заведения: у персонала возникают трудности в исполнении своих обязанностей, а у клиентов - недовольство обслуживанием. Помочь в решении этих проблем поможет установка системы автоматизации.

Отдельные «летники», которые часто бывают не автоматизированы, являются непрозрачными для владельца и управляющего, поскольку реальные финансовые показатели работы данной точки известны только ее кассиру и официантам.
Зачем она здесь нужна

- Так называемые «летники» можно разделить на две группы, - рассказывает Людмила Алямовская, директор по продажам компании «TillyPad». - Это площадки при ресторанах, которые представляют собой летние открытые террасы, обслуживаемые персоналом и кухней ресторана, и площадки, значительно удаленные от основного ресторана, которые открываются только на теплый сезон на территории центральных площадей, парков, пляжей и пр. «Летники» первой и второй группы объединяет сезонность их работы. Активное использование системы автоматизации предполагается здесь только 4-5 месяцев в году. Таким образом, увеличивается срок окупаемости инвестиций в такие проекты, поэтому у многих владельцев этого бизнеса вопрос автоматизации до сих пор остается открытым.

- Задачи, стоящие перед системой автоматизации как летней, так и постоянной площадки, одинаковы: оперативный учет и контроль работы персонала, улучшение обслуживания посетителей, повышение скорости принятия заказов, - объясняет Дарья Антонова, директор по маркетингу компании «ЮСИЭС СПб» (UCS SPb). - Отличие состоит только в том, где эксплуатируется система.

- И если на площадки, которые являются частью заведения, легко распространяются технологии учета и правила контроля основного ресторана, - продолжает Людмила Алямовская, - то отдельные «летники», которые часто бывают не автоматизированы, являются непрозрачными для владельца и управляющего, поскольку реальные финансовые показатели работы данной точки известны только ее кассиру и официантам. В таких случаях контроль за площадкой без помощи системы автоматизации осуществить очень сложно. У ряда наших клиентов, установивших систему TillyPad перед началом сезона, показатели оборота подобных точек увеличились в 3-4 раза.

Какой может быть система

- В целом же система автоматизации может быть стационарной, мобильной или комбинированной, - говорит Дарья Антонова. - В первом случае в качестве станций официанта используются стационарные терминалы, во втором - КПК. В комбинированной системе применяются оба вида станций. Конечно, если летняя площадка состоит из пяти столиков и расположена в непосредственной близости от основной, по всей видимости, в дополнительной автоматизации нет смысла. Если она обширна и официанты должны преодолевать большие расстояния, чтобы обслужить посетителя и вернуться к кассовому аппарату, мы рекомендуем увеличить количество рабочих мест за счет мобильных переносных терминалов - карманных переносных компьютеров (КПК), так называемых «наладонников». Но каждый случай индивидуален.

- При автоматизации летней площадки при ресторане, - объясняет Людмила Алямовская, - рабочее место «Обслуживание посетителей TillyPad», которое обычно представляет собой POS-терминал официанта, устанавливается на террасе и подключается с помощью кабельной сети, Wi-Fi и другими способами к общей системе. В теплый период такой терминал обслуживает летнюю площадку, а в остальное время используется в самом ресторане, т. е. является частью системы автоматизации заведения. Вопрос автоматизации отдельных «летников» более специфичен: здесь при минимальных вложениях необходимо обеспечить надежность оборудования, жесткий контроль за персоналом, возможность двустороннего обмена информацией с центральным офисом. В данном случае предусматривается два варианта: первый - установка минимальной конфигурации комплекса, которая включает в себя полноценный функционал и ограничена только количеством рабочих мест, и второй - аренда программного обеспечения и оборудования на период работы летней площадки.

- Разработка UCS, ресторанная система R-Keeper, имеет большой опыт успешного применения в проектах по автоматизации летних площадок, - продолжает Дмитрий Куваев, руководитель отдела продаж. - Летняя площадка может находиться в непосредственной близости от кассового аппарата и основного производства или быть удаленной. В зависимости от этого автоматизация заведения на основе R-Keeper будет осуществляться по-разному. В первом случае система может представлять собой рабочее место официанта в локальной компьютерной сети стационарного подразделения. При этом окончательный расчет гостя будет производиться на кассовом аппарате, установленном «в помещении», а связь между терминалом официанта и кассой - реализована на основе любой из современных технологий. При использовании КПК применяется стандарт беспроводной связи Wi-Fi. Или система для летней площадки может представлять собой комплекс автоматизации с автономным кассовым местом. Подключение такого комплекса к общему серверу для централизованной обработки результатов продаж и контроля производства также может осуществляться с помощью различных каналов связи.

Автоматизация на ладони

Автоматизация летней площадки усложняется еще и тем, что в нерабочее время нельзя оставлять на улице компьютерное оборудование. И причина не только в возможности вандализма или кражи: утренняя роса, перепады температуры будут способствовать тому, что терминалы быстро выйдут из строя. Поэтому если ресторатор решит использовать на улице стационарные станции официанта, на ночь их целесообразно убирать в помещение.

- Вариант с использованием КПК («наладонников») намного удобнее, - говорит Дарья Антонова. - Они компактны и не требуют сложной транспортировки. С помощью электронного блокнота на основе КПК официант может принимать и вносить заказ в систему непосредственно у стола клиента, и через несколько секунд заказ будет распечатан на соответствующих сервис-принтерах на производстве.

- Наиболее эффективной схемой автоматизации для ресторана с летней площадкой являются два варианта: комбинированный (стационарные терминалы в основном помещении, КПК - на улице) или мобильный (все официанты работают с помощью КПК), - считает Дмитрий Куваев. - Приобретать дополнительное стационарное оборудование невыгодно, так как оно не будет использоваться в зимнее время, а цена обоих решений одинакова. Установка дополнительных стационарных терминалов на улице может быть обоснованной только в том случае, если там необходимо создать систему со своим кассовым местом - например, в случае большой удаленности летней площадки от основной.

- Помимо компактности, у КПК много других преимуществ, - поясняет Дарья Антонова. - Благодаря этой технологии у официанта появляется возможность оперативного уточнения заказа, сокращается число операций, осуществляемых при составлении и внесении заказа в систему, уменьшается время, затрачиваемое на обслуживание каждого посетителя. Потери от непреднамеренных ошибок персонала сокращаются. Средняя стоимость расширения системы автоматизации за счет стационарных терминалов такая же, как и с помощью КПК. Более того, часто мобильный вариант оказывается дешевле. При этом электронные блокноты официанта можно использовать и в закрытом помещении - например, в зимнее время, когда увеличивается количество посетителей.

- Возможность применения «наладонников» при автоматизации «летников» предусмотрена и при установке комплекса TillyPad XL, - добавляет Людмила Алямовская. - Такие компьютеры подключаются к общей системе и полностью выполняют функции POS-терминала. Это весьма удобно для персонала, так как делает возможным прием заказа и передачу его на кухню из любой точки заведения, в том числе и с летней площадки. Несмотря на то, что решения на базе КПК имеют множество своих недостатков, тем не менее их вполне можно рассматривать как один из вариантов автоматизации.

Наиболее эффективной схемой автоматизации для ресторана с летней площадкой являются два варианта: комбинированный (стационарные терминалы в основном помещении, карманные переносные компьютеры (КПК) - на улице) или мобильный (все официанты работают с помощью КПК).

Подготовила Светлана Куликова,
kulikova@torg.spb.ru
Фото предоставлено компанией «TillyPad»


Содержание номера журнала (апрель 2007 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100