Современный бизнес. Ресторан. Апрель 2007
ВРЕМЯ НАПИТКОВ
Аренда кофе-машины снимает с ресторатора лишнюю заботу
В «Tiffany's cafe» сцена импровизированная...
...а звуковое оборудование профессиональное
В случае аренды «под чашку» компании-поставщику оборудования платится определенная сумма с каждой проданной чашки кофе

Аренда кофе-машины снимает с ресторатора лишнюю заботу

Российский кофейный рынок, по оценкам некоторых специалистов, развит, по сравнению с западным, пока только на 30 процентов. Но он постоянно растет, и сегодня трудно найти кафе (не говоря уже о ресторане), где гостям не предлагали бы кофе. Поэтому, без преувеличения, каждый ресторатор однажды сталкивается с необходимостью приобретения кофе-машины. И часто это становится проблемой: во-первых, бывает трудно сразу определить, какой именно аппарат необходим, а во-вторых, стоимость хорошей машины начинается от 1,5-2 тысяч евро, которые нужно вложить единовременно. И здесь на помощь приходит аренда.

- В чем ее плюсы?

- Сегодня оборудование действительно чаще берут в аренду, - говорит Сергей Таиров, заместитель директора компании «Кафе Сервис». - Ресторатора привлекает то, что при этом в оборудование не нужно вкладывать сразу большую сумму денег. Кроме того, часто ставят кофе-машину, а потом начинают смотреть, как идут продажи кофе: может быть, спрос на него невелик и аппарат простаивает? Тогда его просто возвращают компании-арендодателю. Если же потребление кофе растет, то машину можно и выкупить - так тоже происходит довольно часто. Однако иногда, открывая ресторан, человек, напротив, хочет, чтобы у него «было все по высшему классу», и требует поставить самую дорогую кофе-машину, сразу же приобретая ее в собственность. В этом случае, если спрос на кофе небольшой, он будет только тратиться на ее содержание, но здесь каждый решает сам.

- Если проходимость кафе небольшая (5-10 чашек кофе в день), но у него есть возможность сразу приобрести кофе-машину, то, скорее всего, это стоит сделать, хотя это станет достаточно большим вложением капитала, - считает Мария Епифанцева, менеджер по продажам петербургской компании «Клуб любителей кофе». - Но часто такой возможности нет, особенно когда кафе только открывается, а не приносит уже стабильную прибыль.

Итак, первый плюс аренды тот, что владелец кафе или ресторана не вкладывает деньги в оборудование. Кроме того, она полезна, когда человек не знает точно, какая кофе-машина ему нужна: он может попробовать в работе один аппарат, потом взять другой. Впрочем, меняют взятое оборудование достаточно редко. Обычно сразу же обучаются работать на одной машине, и переход на какую-то другую бывает болезненным: персонал переучивается с трудом, качество кофе падает, его продажи снижаются.

Наконец, нельзя забывать об обслуживании оборудования: если с аппаратом возникают какие-то сложности (не по причине неправильной эксплуатации), то ремонт ложится на плечи собственника машины, то есть фирмы, а не кафе. В случае же покупки кофе-машины все проблемы с ее ремонтом и обслуживанием ложатся на сам ресторан. Продавец отвечает, как правило, только за гарантийный ремонт, но не за сервисный.

Варианты аренды

Главный минус аренды - то, что кофе владельцу заведения обходится дороже: арендную плату придется платить в любом случае, есть у него покупатели или нет.

- Есть вариант так называемой «аренды без арендной платы» - под кофе, - рассказывает Сергей Таиров. - В этом случае заключается соглашение, по которому кофейное оборудование поставляется бесплатно, но кафе обязуется ежемесячно покупать у компании-поставщика определенное количество кофе по определенной цене.

Такая же аренда может быть «под чашку». И здесь автоматические кофе-машины имеют преимущество перед другими типами кофейных аппаратов: у них есть счетчики чашек. Тогда, по условиям соглашения, компании-поставщику оборудования с каждой проданной чашки кофе платится фиксированная сумма. Себестоимость чашки, конечно, возрастает. Кроме того, кафе оказывается привязанным к компании-поставщику, ведь только здесь оно будет приобретать кофе, и только эта компания будет обслуживать сданное в аренду оборудование, настраивать его под варку своего кофе и т. д.

- Если же кофе-машину приобрести в собственность, то себестоимость чашки кофе становится на 3-5 рублей дешевле, - продолжает Сергей Таиров. - Директор кафе или бариста тогда могут выбирать кофе по своему вкусу, покупая его у любого поставщика. Но обслуживание и ремонт все равно должны производиться, и, покупая машину, нужно убедиться, что компания-продавец имеет специалистов, которые будут это делать, а также по необходимости сможет поставлять запчасти.

- В случае аренды руководитель кафе действительно оказывается привязанным к какому-то большому объему кофе, но все равно это стоит намного дешевле разовой покупки машины, - добавляет Мария Епифанцева. - Обычно так все и работают: ресторатор ежемесячно приобретает у компании, поставившей оборудование, определенное количество кофе (5, 10, 20 кг), это и является арендной платой. В нее входит и сервисное обслуживание, и доставка кофе, и, возможно, аксессуары - чашки, сахар.

Стоимость аренды

Она определяется двумя факторами: стоимостью самой кофе-машины и стоимостью ее обслуживания. Кофе-машина полный автомат сложнее в обслуживании, чем классические рожковые аппараты. Поэтому при одинаковой стоимости машин аренда рожкового аппарата обойдется дешевле, чем аренда автоматического. Ориентировочно, аренда самой простой автоматической кофе-машины будет стоить около 2 тыс. рублей в месяц, аренда большого автоматического аппарата - 6-7 тыс. рублей в месяц.

Как это происходит на практике

Именно путь аренды выбрала Наталия Акимова, директор кафе «Эдем», открытого 6 лет назад на Ленинском проспекте в Петербурге. Это кафе ресторанного типа - блюда здесь готовятся по заказу гостя, полуфабрикаты не используются. Оно располагается на двух этажах: на первом 25 посадочных мест, на втором - до 30-ти, там обычно проводят банкеты. Сначала в кафе работало два бара, и было решено в каждом из них поставить по кофе-машине. Потом на втором этаже убрали барную стойку, и необходимость во втором аппарате отпала. Сейчас «Эдем» располагает одной полностью автоматической кофе-машиной итальянского производства.

- Я серьезно подошла к этому вопросу, - рассказывает Наталия Акимова. - Перед тем, как принять решение, анализировала возможные последствия, просчитывала варианты и остановилась на аренде под кофе. Покупать аппарат пока не считаю нужным. Эти машины ломаются, их нужно перенастраивать. Сейчас любая проблема решается по одному звонку: специалисты из фирмы сразу же приходят и все приводят в порядок. Ремонт для нас бесплатный. Поэтому я посчитала, что аренда - меньшая головная боль, чем покупка.

Если руководителя заведения почему-либо не устроит работа поставщика оборудования, он может просто заключить договор с другой фирмой и поменять машину. В кафе «Эдем», к примеру, первые два года несколько раз меняли партнеров, пока не нашли тех, чья работа устраивает полностью, - Торговый дом «Европа Плюс».

- Если же ты купил машину, то оказываешься привязанным к ее продавцу, - говорит Наталия Акимова. - А ведь компании работают по-разному: и приехать могут не сразу, и забрать в ремонт машину надолго, и за каждую деталь нам придется доплачивать. Кроме того, если я решу поменять свою машину-автомат на рожковую, чтобы еще повысить качество кофе, я это сделаю очень быстро. У меня есть такие мысли, но пока нам достаточно этой машины.

Конечно, сейчас кафе тоже привязано к поставщику оборудования - хотя бы тем, что у него же приходится брать и кофе. Но эта привязка руководителя не тяготит: его устраивают и машина, и качество кофе.

Когда возникают проблемы

- Приобретать оборудование или брать его в аренду - каждый решает сам, - делает вывод Мария Епифанцева. - Одному удобно, чтобы все, в том числе кофе-машина, было в собственности, другому - платить за полное решение проблем с оборудованием.

Но проблема может возникнуть и при аренде: если люди, открывающие кафе, начинают требовать оборудование, аренда которого, на опытный взгляд специалиста, здесь явно себя не окупит - например, большой аппарат полный автомат в небольшом заведении.

- Каждому ресторатору хорошо бы понять: никакая компания-поставщик не заинтересована в обмане своих клиентов, поскольку главная ее цель - работать с ними долго и успешно, - объясняет Сергей Таиров. - И успех здесь предполагается не только своей фирмы, но и кафе-партнера, ведь сиюминутная прибыль в результате все равно оказывается гораздо ниже, чем прибыль, полученная после долгих лет успешной совместной работы. Нельзя забывать и о репутации фирмы, которую она не хочет терять.

Поэтому начинающим рестораторам стоит прислушиваться к советам специалистов, и тогда кофе-машина, купленная или взятая в аренду, окупит себя очень быстро, иногда в течение нескольких месяцев.

Подготовила Светлана Куликова ,
kulikova@torg.spb.ru
Фото Яны Романовой


Содержание номера журнала (апрель 2007 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100