Современный бизнес. Ресторан. Май 2007
АВТОМАТИЗАЦИЯ
В конкурентной борьбе маленького заведения с крупным побеждает автоматизация
Персонал кафе «Del Mar» принял систему автоматизации с радостью. Работать стало гораздо проще

В конкурентной борьбе маленького заведения с крупным побеждает автоматизация

Сегодня объем ресторанного рынка увеличивается с каждым годом. В Москве ежегодно открывается около 300 новых ресторанов, но порядка 250 закрывается или меняет концепцию. В основном уходят небольшие заведения - те, в которые владелец вложил все свои деньги. И главная причина - недостаток финансирования: ресторатор не просчитал расходы и не смог вовремя отреагировать на рыночный спрос. Часто человек действительно не может все рассчитать, но ведь это вполне может система автоматизации! Именно поэтому ее внедрение важно не только для крупных, но, может быть, даже в большей степени для маленьких заведений.

Зачем она нужна

Неавтоматизированных заведений остается по-прежнему много - не только в регионах, но и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

- Автоматизировать кафе - тем более небольшое! - жизненно необходимо, - считает Сергей Скоринкин, начальник отдела программного обеспечения ЗАО «КОМПЬЮТЕРНО-КАССОВЫЕ СИСТЕМЫ». - При этом решаются следующие проблемы: оперативность и достоверность учета; калькуляция блюд; контроль за персоналом (борьба с хищениями); оперативность и качество обслуживания клиентов; возможность проведения рекламных и маркетинговых акций. Как следствие повышается конкурентоспособность и прибыльность заведения.

- Даже в небольшом заведении общественного питания может быть высокая проходимость, - продолжает Дарья Антонова, директор по маркетингу компании «ЮСИЭС СПб» (UCS SPb). - Например, в кафе при бизнес-центре во время обеда. В этом случае официанты или кассир должны за короткое время принять все заказы и передать их на кухню. Также необходимо контролировать и остаток блюд. Как показывает практика, только наличие системы автоматизации позволяет исключить ошибки в этом процессе и оперативно обслужить гостей.

- Роль автоматизации крайне важна для накопления статистики, - объясняет Матвей Ногтев, руководитель направления «Торговое оборудование» компании «Амбер». - Даже в небольшом кафе периодически происходит смена персонала, а руководство не всегда владеет полной информацией. Программа же предоставит полный отчет: какие блюда чаще заказывают, в какое время, какие столики наиболее прибыльны и т. д. Кроме того, автоматизация может помочь маленькому заведению успешно конкурировать с крупным. Дело в том, что сегодня в больших ресторанах нет индивидуализации клиента, так как усилия сосредоточены на рекламной кампании, которая обеспечивает достаточный поток посетителей. А в маленьких нужно знать своего гостя в лицо: когда он приходит, что предпочитает, где любит сидеть. И именно за счет индивидуализации каждого гостя маленькое кафе может выжить в конкурентной борьбе с большими ресторанами.

- Но автоматизация помогает не только обслуживать посетителей, - добавляет Дарья Антонова. - В заведении любого формата и размера необходимо осуществлять учет движения товаров (приход, расход, списание, комплектация и др.), производить расчет себестоимости блюд (калькуляцию), проводить инвентаризацию и т. д. Намного удобнее, эффективнее и безопаснее проводить все эти операции с помощью единой системы автоматизации и управленческого учета. С ее помощью автоматизируется весь цикл производства - от закупки товара до его списания. Не стоит забывать и о такой важной составляющей комплекса автоматизации, как инструменты для получения отчетов. Только оперативная статистика по работе заведения и анализ этих данных позволяют руководящему составу принимать правильные управленческие решения.

Наши гости довольны

В петербургском кафе «Del Mar» на Московском проспекте сорок посадочных мест. Оно открылось в ноябре 2003 года и 3 года работало на «бумажном» учете. Заведение небольшое, проблемы недобросовестного исполнения персоналом своих обязанностей не было, ошибались редко.

- Работали вручную: записывали «фишки», отдавали заказы на кухню и в бар, фиксировали их в счете, считали на калькуляторе и выносили гостю, - рассказывает Артур Геворкян, управляющий кафе. - Но потом решили, что автоматизация все же нужна: если заполнение счетов и окончательный расчет ускорятся, то официантки сэкономленное время смогут отдать более качественному обслуживанию гостей.

И тогда компания «ЮСИЭС СПб» (UCS SPb) установила в кафе систему R-Keeper. Персонал принял это «на ура»: им действительно стало проще работать - и бухгалтерии, и официантам. Научились быстро, буквально в течение двух недель. Компания «ЮСИЭС СПб» (UCS SPb) поставила кафе станцию официанта, три принтера на два цеха кухни и бар и, конечно, программное обеспечение.

- Нам стало намного проще вести учет, анализировать продажи, - говорит Артур Геворкян. - Мы поняли, что хорошо работает, а что нужно менять. У нас развита обратная связь с гостями, и мы всегда учитываем их пожелания. Сейчас наши гости довольны - уровень обслуживания намного повысился.

Каждый солдат мечтает стать генералом...

...А каждое маленькое кафе может перерасти в сеть. И хорошо, если ресторатор заранее задумывается о такой возможности.

- Автоматизация крупных ресторанов и небольших кафе отличается прежде всего количеством и функционалом необходимого оборудования и программного обеспечения, - объясняет Матвей Ногтев. - Многие крупные заведения выбирают имиджевое оборудование: POS-системы на базе сенсорных мониторов, КПК в качестве рабочих станций официантов, а, к примеру, небольшие заведения фаст-фуда, продающие уже готовую пищу, могут ограничиться одним простым местом кассира на базе фискального регистратора. И здесь отличие от автоматизации крупных ресторанов только в используемом функционале программы.

- Каждый программно-аппаратный комплекс, устанавливаемый для автоматизации определенного заведения, индивидуален, - добавляет Дарья Антонова. - Но обеспечить такой персонализированный подход может только профессиональная, легко настраиваемая информационно-управленческая система модульной структуры. Благодаря модульному строению в небольшом заведении можно внедрить недорогую систему, отвечающую требованиям и особенностям бизнеса данного предприятия. При этом ресторатор не будет переплачивать за лишние функции.

В дальнейшем, считает Дарья, любые новые возможности для системы автоматизации можно будет приобрести дополнительно, поскольку каждый владелец бизнеса думает о перспективах развития своего дела (кстати, в скором времени кафе «Del Mar» тоже планирует расширяться до 80-100 мест).

- Но необходимо понимать заранее, что «пределы расширения» у каждого продукта разные, - подчеркивает Дарья Антонова. - То есть при выборе программно-аппаратного комплекса необходимо руководствоваться не только текущими потребностями предприятия, но и планами на будущее.

Решения и стоимость

- Для небольших кафе решения должны быть простыми, надежными (т. к. чаще всего в таких кафе нет собственных IT-служб) и относительно дешевыми при достаточной функциональности, - объясняет Сергей Скоринкин. - Мы можем предложить решение на базе немецкой программы Guscom.

Программный комплекс Guscom в настоящее время установлен более чем в тысяче предприятий общественного питания Европы. С прошлого года началась его установка и в России. Важная особенность комплекса - наличие возможностей как управленческого, так и бухгалтерского учета, что позволяет получить достоверную информацию на текущий момент времени. На основе такой информации можно принимать решения и контролировать ситуацию.

- Стоимость проекта автоматизации кафе «под ключ» зависит от поставленных задач и используемого оборудования, - отмечает Сергей Скоринкин. - Собственно внедрение стоит от 30 тыс. руб., оборудование - от 70 тыс. руб., программное обеспечение - от 30 тыс. руб.

- Для Front-Office мы предлагаем готовые решения, имеющиеся на рынке: «Трактиръ: Front-Оffice» (программа разработана петербургской компанией «СОФТ БАЛАНС») и «Frontol» (разработана компанией «АТОЛ»), - рассказывает Матвей Ногтев. - Для небольших кафе мы предлагаем бюджетное решение на базе программ «Frontol» и «Трактиръ: Front-Оffice» версия «Стандарт». Для Back-Office мы рекомендуем использовать «Трактиръ: Стандарт ПЛЮС». Для маленького кафе обычно вполне достаточно функционала стандартных решений. Автоматизировать небольшое кафе стоит от 2 до 5 тысяч долларов, что включает поставку и монтаж оборудования, установку программного обеспечения, обучение сотрудников - как кассиров, так и товароведа - и ввод в эксплуатацию. Львиную долю стоимости занимает, конечно, торговое оборудование. Для любого, даже самого маленького кафе нужен фискальный регистратор, компьютер и принтер печати марок на кухню.

- Основным отличием системы автоматизации R-Keeper разработки российской компании UCS Soft от остальных систем является то, что Front-Office и Back-Office этого программно-аппаратного комплекса могут работать раздельно, - включается в разговор Дарья Антонова. - С помощью компонентов Front-Office можно автоматизировать работу официантов, кассиров, барменов, а также получать большое количество отчетов, позволяющих подробно анализировать текущие продажи и работу каждого сотрудника, задействованного в системе.

Минимально, считает Дарья, небольшому заведению необходима одна станция кассира, фискальный регистратор и программное обеспечение (ПО). Если нет свободного персонального компьютера (ПК), нужно приобрести дополнительный ПК для установки модуля менеджера. Общая стоимость такого проекта (поставка оборудования, установка ПО и обучение персонала работе с системой) составит 3-6 тыс. долларов США. Если в заведении гостей обслуживают официанты, то также необходимы станции официанта и ПО для их работы.

Каждое маленькое кафе может перерасти в сеть. И хорошо, если ресторатор заранее задумывается о такой возможности.

Подготовила Светлана Куликова,
kulikova@torg.spb.ru
Фото Яны Романовой


Содержание номера журнала (май 2007 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100