Современный бизнес. Ресторан. Июнь 2007
АВТОМАТИЗАЦИЯ
Нюансы автоматизации столовой

Нюансы автоматизации столовой

Сегодня автоматизация коснулась всех без исключения сфер обслуживания, и, кажется, доказывать ее необходимость уже излишне. Однако даже в столь продвинутой в этом отношении отрасли общепита остается один сегмент, где, как отмечают специалисты, процент автоматизированных заведений крайне низок. Мы говорим о столовых.

- Далеко не все столовые сегодня применяют в своей работе системы автоматизации. Чаще всего руководство не видит в них необходимости или же просто считает это дорогим удовольствием, - говорит Алексей Филатов, руководитель направления разработки программного обеспечения компании «ШТРИХ-М». - Как правило, столовые ведут учет в упрощенном виде и работают по старинке, т. е. по примитивным схемам.

- Автоматизированные заведения среди столовых вряд ли превышают 10-15%, - отмечает Игорь Афанасьев, коммерческий директор московской компании ИВС («Информационные вычислительные системы и технологии»), - хотя последние год-полтора виден заметный рост интереса к автоматизации и в этом сегменте. В первую очередь это касается столовых на крупных предприятиях.

- На таких предприятиях одним из главных условий эффективной работы является скорость обслуживания, поскольку ежедневно в течение обеденного перерыва в столовой обедает до нескольких тысяч человек, - считает Алексей Филатов. - Зачастую здесь существуют системы спецпитания, дотаций, кредитования работников, и достаточно сложно обеспечить одновременно высокую скорость обслуживания, учет и контроль предоставления этих льгот, точность кассовых расчетов.

- Кроме того, отсутствие системы автоматизации учета значительно увеличивает опасность злоупотреблений со стороны персонала, и это относится к любым заведениям независимо от их размера, - добавляет Игорь Афанасьев.

Какая система нужна столовой?

Таким образом, основными требованиями к системе автоматизации столовой являются увеличение скорости обслуживания и контроль за работой персонала. Но требуется ли для столовой своя, особенная, система автоматизации или для нее применяется тот же метод, что и для других заведений общепита - кафе, ресторанов, фаст-фуда?

- Разумеется, столовой присуща своя специфика, - говорит Игорь Афанасьев, - в частности, часто используется специальный модуль для внутренних расчетов по карточкам, что очень удобно для питания сотрудников предприятия, при котором организована столовая. Но основной модуль программы не сильно отличается от стандартной системы автоматизации фаст-фуда.

В автоматизации любого предприятия питания есть понятия front-office (кассовая часть) и back-office (учетная часть). Благодаря установке автоматизированного front-office возрастает скорость обслуживания, а благодаря связке с back-office клиент получает учетный комплекс, позволяющий полностью контролировать работу предприятия.

- У столовой есть ряд особенностей. Речь идет, например, о питании в кредит, использовании талонов, комплексных обедов и т. д. С другой стороны, принципы работы в общепите, будь то кафе или столовая, в целом одни и те же, поэтому гораздо проще воспользоваться универсальной системой, в которой есть все необходимые функции: скидки, возможность применения банковских карт, кредиты, дополнительные виды оплаты и т. д., - соглашается Алексей Филатов. - Писать программу для узкоспециализированной области невыгодно, т. к. резко снижается рынок сбыта. Тем более, что работа кассира в баре и столовой мало чем отличается.

Предложения компаний

- Наша компания предлагает программно-аппаратный комплекс «МАГИЯ», - говорит Игорь Афанасьев. - Система имеет высокий уровень надежности и удобна в работе.

Учет на предприятиях общественного питания, в частности столовых при предприятиях, имеет свои особенности. Часто возникает необходимость вести учет питания по каждому из сотрудников. Программа «МАГИЯ» позволяет осуществить различные учетные схемы на предприятии. На каждого сотрудника в системе заводится персональный счет, к которому привязывается идентификатор - например, магнитная карта. При расчете на кассе со счета сотрудника снимается необходимая сумма, затем данные с его счета можно экспортировать в бухгалтерскую систему предприятия и вычесть деньги за питание из зарплаты. Также система поддерживает учет дотаций на питание, кредитную и дебетовую схемы оплаты. Возможны как оплата по карточке, так и наличный расчет.

Оборудование в комплексе с пакетом прикладных программ составляет единый блок, позволяющий эффективно автоматизировать работу заведений общественного питания, что обеспечивает высокую скорость обслуживания гостей, оперативность в планировании и администрировании, высокую надежность и защиту от несанкционированного доступа. Стоимость наиболее доступных решений для столовой начинается от 4 тыс. у.е. включая оборудование, программное обеспечение и весь комплекс работ.

- Для автоматизации заведений общественного питания, в том числе столовых, мы предлагаем систему программ «ШТРИХ-М: Ресторан». Она позволяет решить весь комплекс задач управленческого учета в столовой, наладить быстрое и качественное обслуживание посетителей и вести полноценный товароучет, - рассказывает Алексей Филатов. - Наряду со стандартными возможностями стоит выделить такие функции данной системы программ, как питание в кредит (по талонам), в т. ч. корпоративное питание; система скидок (ручные, автоматические, фиксированные, накопительные и т. д.); автоматический и ручной режимы ввода документов производства; поддержка работы с банковскими картами; поддержка работы с различными типами комплексных обедов; система переходов, позволяющая значительно ускорить работу кассира; поддержка работы с различными видами торгового оборудования: кассовыми аппаратами, весами, сканерами штрих-кода, принтерами и. т. д.; питание сотрудников. Кроме того, зачастую в столовых разделяют работу кассиров: один человек вводит данные о заказе, а второй осуществляет расчет. Такую схему работы наша система также позволяет организовать.

Автоматизировать новое заведение, конечно, проще, чем давно работающее. Прежде всего исключается сопротивление персонала. Кроме того, можно спроектировать весь комплекс в целом, и исходя из этого еще на этапе ремонта помещения провести необходимые кабели, установить розетки, предусмотреть размещение оборудования и т. д., а потом в спокойной обстановке произвести пусконаладочные работы и обучение сотрудников.

- Но и тут бывают нюансы, - говорит Алексей Филатов. - Иногда предприниматели задумываются о системе автоматизации буквально в последний момент. Имеет место иллюзия, что достаточно купить систему - и тут же все будет хорошо. Это приводит к ситуациям, когда только поставили оборудование, а через час столовая уже открывается. Конечно, современные системы автоматизации достаточно просты в освоении, однако и они требуют проведения ряда подготовительных мероприятий, в том числе наладку, апробацию, обучение.

Автоматизация уже работающего предприятия несколько сложнее. Особенно это сказывается при непрерывном режиме работы, когда у инженеров, проводящих внедрение, есть считанные часы, а иногда даже минуты перерывов для установки и наладки оборудования и программ, обучения сотрудников и т. д.

- Внедрение системы автоматизации на предприятии можно разбить на несколько составляющих, - объясняет Игорь Афанасьев. - Это обследование, согласование проекта, непосредственно внедрение и сопровождение системы. Благодаря тому, что процесс внедрения специалистами всегда полностью отработан, по срокам автоматизация предприятия «под ключ» может занимать всего 5-6 рабочих дней. Для уже работающего заведения срок внедрения может несколько растянуться из-за большей занятости персонала.

Подготовила Светлана Куликова,
kulikova@torg.spb.ru


Содержание номера журнала "Современный бизнес. Ресторан" (июнь 2007 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100 Перепечатка и использование материалов журнала "Современный бизнес. Ресторан" разрешена только с указанием автора статьи, с активной ссылкой на сайт Delinform.ru и с предварительного согласия редакции.