Современный бизнес. Ресторан. Август 2007
АВТОМАТИЗАЦИЯ
Есть, чтобы работать! «Лагуна»
В ресторанном комплексе «Лагуна» при бизнес-центре «Акватория» для сотрудников офисов предусмотрен расчет с заведениями при помощи персональных карт
Есть, чтобы работать! «Севуралбокситруд»
Точки общепита, созданные на предприятии «Севуралбокситруд», обслуживают 7,5 тысяч работников ежедневно
Есть, чтобы работать!

Есть, чтобы работать!

Западные эксперты считают, что на работоспособность сотрудников влияют два важнейших фактора: уровень освещенности и... возможность пообедать. Таким образом, правильная организация питания сотрудников выгодна каждому руководителю. Дотации на ежедневное питание в рабочие дни является практикой многих западных компаний. У нас тоже начинают осознавать важность «фактора сытости» в работе и искать варианты удобной организации питания сотрудников.

Обед на рабочем месте, соседняя столовая или кафе при предприятии?

Это три возможных варианта питания. Правда, прелесть первого из них относительна: да, сотруднику не приходится никуда уходить со своего рабочего места, но следствием такого обеда могут стать выход из строя техники в результате неаккуратности работника при приеме пищи, непрезентабельный вид самого рабочего места, а также затруднение работы сотрудников, находящихся рядом. Если люди уходят на обед в кафе или столовую, расположенную за пределами их предприятия, то они тратят время на дорогу, стоят в очереди в кассу, едят наспех и торопятся на работу. Такой обед ни удовольствия, ни пользы не принесет. Поэтому руководители кафе или ресторана, рядом с которым расположены производства, могут продумать организацию корпоративного питания, чтобы избежать всех перечисленных минусов и не потерять клиентов. По-настоящему удобно сотрудникам лишь в одном случае - когда пообедать можно недалеко от рабочего места, спокойно и без очереди.

- Как правило, организация корпоративного питания является либо необходимостью, вызванной расположением предприятия, специфическим графиком работы сотрудников, требованиями законодательства, либо желанием повысить лояльность персонала и показать компанию как социально ответственную организацию, - рассказывает Людмила Алямовская, директор по продажам компании «TillyPad». - В последнее время мы сталкиваемся с тем, что решение о введении корпоративного питания обусловлено сразу несколькими причинами, и этому вопросу на предприятиях уделяется существенное внимание. Существуют различные варианты организации питания сотрудников. Это может быть заключение договора с ближайшим к организации кафе или бистро, найм кейтеринговой компании, создание собственной столовой и т. д. Выбор варианта в основном зависит от количества сотрудников, которых необходимо обеспечить питанием, а также от наличия у предприятий помещений, которые можно выделить под эти цели. К сожалению, наше законодательство не дает никаких льгот работодателям, организующим питание на предприятиях (за исключением случаев, когда необходимо обеспечить питание сотрудников, работающих в тяжелых условиях), однако эффект от организации питания работников настолько высок, что многие предприятия включают затраты на их питание в свою расходную часть.

Конечно, создать точку общепита при собственном предприятии может только очень крупная компания. Так, крупное горнодобывающее предприятие «Севуралбокситруд» (г. Североуральск) насчитывает восемь объектов, на каждом из которых имеются собственная столовая и буфет, а на некоторых - пункты выдачи сухих пайков.

- Организация питания здесь - не просто жест доброй воли со стороны руководства компании, - подчеркивает Людмила Алямовская, - а осознанная необходимость: большинство сотрудников «Севуралбокситруда» - шахтеры, т. е. люди, занятые тяжелым физическим трудом, для поддержания работоспособности которых требуется качественное питание. Другой наш клиент - ресторанный комплекс «Лагуна» - располагается в бизнес-центре «Акватория» в Петербурге. Поэтому основной задачей, которую ставили перед собой владельцы заведения, стала организация питания сотрудников офисов, расположенных в бизнес-центре.

- Корпоративное питание может организовать у себя любое кафе или ресторан, в окрестностях которого есть потенциальные клиенты (офисы, производства и пр.), - говорит Роман Нетяга, директор компании «Бизнес-Класс». - Для этого достаточно заключить договор с предприятием об организации питания его сотрудников. Но вести взаиморасчеты тем сложнее, чем больше сотрудников и компаний посещает данное заведение. Сложность состоит как в организации обслуживания (оно должно быть как минимум быстрым), так и в контроле расходования средств заказчика. Здесь логично напрашивается автоматизация данных процессов.

Почему автоматизация?

Прежде всего она увеличивает скорость обслуживания. Но кроме того, дает возможность компании дотировать своих сотрудников на ежедневное питание. А такие дотации не должны быть дополнительной суммой денег, доплачиваемой к зарплате: важна безналичная система расчета. Можно, конечно, идти двумя путями: выдавать сотрудникам талоны на питание, по которым кафе будет вести подсчет проданных блюд, или ввести в обращение плас-тиковые карты.

- Организация дотационного питания с применением талонов не является на сегодняшний день эффективной, - считает Людмила Алямовская, - поскольку вести учет расходования товара при такой схеме работы приходится вручную, и тут появляются многочисленные возможности для махинаций персонала. Возможности современной автоматизированной системы позволяют применять персональные идентификационные карты для сотрудников, что значительно упрощает работу. На сегодняшний день для этих целей активно используются магнитные карты, proximity, touch memory и прочее. Система автоматизации позволяет организовывать списание и начисление денег на карту (определенная сумма на день, лимит на месяц, ограничение по блюдам, ежедневное начисление с обнулением остатка и т. п.), производить автоматическую калькуляцию и складской учет продуктов и блюд, анализировать продажи, получать информацию о пиковых нагрузках, эффективности и прибыльности предоставляемых услуг и т. д.

- Руководитель предприятия-заказчика заинтересован в том, чтобы сотрудник питался ежедневно, поэтому персональные карты для каждого сотрудника - лучшее решение в этой ситуации, - соглашается Роман Нетяга. - С их помощью можно решать и такие задачи, как ограничение ежедневной суммы, контроль баланса в режиме реального времени. Удобнее, конечно, иметь модуль, связанный с программой учета товародвижения, в этом случае ведется не просто денежный баланс, а происходит автоматическое списание блюд, есть возможность выбора разных меню для различных категорий посетителей.

- Все точки общепита, созданные на предприятии «Севуралбокситруд», обслуживают 7,5 тысяч работников ежедневно, - подчеркивает Людмила Алямовская. - При таком потоке посетителей, безусловно, вопрос об увеличении скорости обслуживания в заведении должен решаться с помощью установки системы автоматизации.

В данном случае реализация проекта по установке и настройке комплекса автоматизации TillyPad позволила компании организовать питание работников с помощью индивидуальных proximity-карт, на которые предприятием ежедневно зачисляется определенная сумма денег, предназначенная для расчетов в корпоративных заведениях общественного питания. Таким образом, обслуживание сотрудников происходит максимально быстро, а ведение учета на предприятии удобно и оперативно.

В ресторанном комплексе «Лагуна» для сотрудников офисов, с которыми достигнута договоренность о корпоративном обслуживании, также предусмотрен расчет с заведениями при помощи персональных карт. Работникам других офисов бизнес-центра «Акватория» и гостям предлагается производить оплату наличными деньгами. Вариант такого совмещенного формата работы для предприятий при бизнес-центрах является выгодным для самого заведения и удобным для его клиентов.

- В зависимости от сферы деятельности компании дотационное питание сотрудников может быть организовано по-разному, - объясняет Людмила Алямовская. - Рестораны и другие предприятия общепита решают вопрос питания собственных сотрудников, используя возможности комплекса автоматизации, установленного в заведении. Для этого формируется перечень блюд в меню не на продажу, а предназначенных только для своих работников, и вносится в систему. В свою очередь, сотрудники, воспользовавшись своей идентификационной картой, заносят в систему информацию о получении выделенных для них блюд. Помимо этого, в заведениях, работающих круглосуточно, для персонала, как правило, предусматриваются горячие напитки.

Учет этих напитков также осуществляется при помощи системы автоматизации.

С помощью персональных карт можно решать и такие задачи, как ограничение ежедневной суммы, контроль баланса в режиме реального времени. Удобнее, конечно, иметь модуль, связанный с программой учета товародвижения, в этом случае ведется не просто денежный баланс, а происходит автоматическое списание блюд, есть возможность выбора разных меню для различных категорий посетителей.
Какую систему выбрать?

- Для организации процесса получения дотационного питания сотрудниками компании следует применять современный комплекс автоматизации, созданный специально для предприятий общепита, - советует Людмила Алямовская. - Это связано с тем, что такая система автоматизации в наибольшей степени приспособлена к условиям работы в ресторанном бизнесе. При выборе комплекса автоматизации необходимо убедиться, что он достаточно функционален и позволяет обеспечить надежность и высокую скорость при обслуживании большого потока посетителей в часы пиковых нагрузок, поддерживает корпоративные схемы обслуживания с возможностью лимитирования и взаимозачетов, дает возможности по ведению складского учета, калькулированию, работе с поставщиками, товарному анализу и т. д. Помимо этого, система должна позволять вести централизованное управление, поддерживать возможность стыковки с системами контроля доступа и выгрузки необходимой информации в системы бухгалтерского учета, а также свободно масштабироваться.

- В программном комплексе «Домино» модуль «Корпоративные клиенты» настраивается под каждого заказчика, - объясняет Роман Нетяга. - Например, одна организация ограничивает сумму на питание сотрудника 150 рублями в день, вторая просит составить специальное меню... Я не верю, что руководство кафе сможет навязать всем организациям одинаковые правила и условия. Поэтому данный модуль программы должен быть максимально гибким. Сам программный продукт должен быть открыт для доработок под каждого пользователя, иначе не удастся использовать его в полной мере.

Подготовила Светлана Куликова,
kulikova@torg.spb.ru


Содержание номера журнала "Современный бизнес. Ресторан" (август 2007 г.)       Назад

Delinform.ru. Главная страница              

© Издательство "Наша деловая пресса"

Rambler's Top100 Перепечатка и использование материалов журнала "Современный бизнес. Ресторан" разрешены только с указанием автора статьи, с активной ссылкой на сайт Delinform.ru и с предварительного согласия редакции.